Советы психолога

Рисунок1       Рисунок2

Груминг в психологии: как распознать и защититься?

развернуть

Груминг в психологии: как распознать и защититься?

Груминг в психологии – это манипулятивная стратегия, направленная на установление эмоциональной связи с потенциальной жертвой с целью манипуляции и контроля. Термин “груминг” чаще всего ассоциируется с сексуальными преступлениями против детей, но он также может использоваться в широком контексте межличностных отношений.

Процесс груминга включает в себя несколько этапов.

Первый этапустановление контакта. Манипулятор стремится привлечь внимание потенциальной жертвы. Это может включать в себя использование лести, подарков, комплиментов и других тактик.

Второй этапустановление доверия. Манипулятор старается создать у жертвы ощущение близости и безопасности, представляя себя как надежного и заботливого человека. Это может включать в себя выражение симпатии, слушание проблем и обещание поддержки.

Третий этапизоляция. Манипулятор стремится отделить жертву от ее социального окружения, чтобы усилить свою контрольную позицию. Это может происходить постепенно, с использованием различных предлогов или создания ситуаций, в которых жертва становится более зависимой от манипулятора.

Четвертый этапвоздействие. Здесь манипулятор начинает осуществлять свои скрытые намерения, будь то сексуальное насилие, финансовое мошенничество или другие формы эксплуатации. После завершения этого этапа манипулятор обычно стремится сохранить контроль и молчание жертвы.

Груминг может происходить как в офлайн, так и в онлайн средах. В интернете манипуляторы могут использовать социальные сети, чаты в онлайн-играх, форумы и другие платформы для установления контакта с потенциальными жертвами, часто скрывая свою настоящую личность.

Психологический груминг – это тонкая и изощренная практика воздействия на психику человека с целью манипуляции его мышлением, эмоциями и поведением.

Примеры психологического груминга из жизни

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными примерами этого явления, которые, казалось бы, невинны, но в действительности могут оказывать серьезное воздействие на наше восприятие окружающего мира.

  1. Социальные сети и идеальная жизнь

Одним из распространенных примеров психологического груминга является подача идеальной картинки своей жизни в социальных сетях. Люди публикуют яркие кадры из успешных моментов, отражая лишь свою лучшую сторону. Этот процесс может создавать у других ощущение недостаточности и стремления к идеалу, что в конечном итоге может повлиять на их самооценку и психологическое благополучие.

  1. Политический груминг и манипуляция общественным мнением

В политике психологический груминг также находит свое место. Политики используют различные методы, такие как манипуляции информацией, создание образов и использование эмоциональных приемов, чтобы влиять на общественное мнение и убеждения. Этот подход может повлиять на восприятие политических событий и в конечном итоге сформировать определенные стереотипы и убеждения у граждан.

  1. Реклама и создание идеальных стандартов

Рекламные кампании часто прибегают к психологическому грумингу, формируя идеальные стандарты красоты, успеха и счастья. Это может привести к тому, что люди начинают стремиться к этим идеалам, потребляя определенные товары или услуги в надежде достичь поставленных обществом стандартов.

  1. Межличностные отношения и манипуляции

В межличностных отношениях психологический груминг проявляется через манипуляции, например, создание зависимости, контроля или использование психологического давления. Это может оказывать воздействие на решения и поведение другого человека, подчас неявно влияя на его решения и действия.

Важно осознавать, что психологический груминг присутствует в различных сферах нашей жизни. Понимание этого явления помогает быть более осмотрительными и критичными в отношении информации, которую мы получаем, и более осторожными в межличностных отношениях, чтобы сохранить свою автономию и психологическую стабильность.

Психологический груминг и педофилия

Насилие над детьми и подростками – это серьезная проблема, требующая внимания общества. Одним из аспектов, который порой остается в тени, является проблема груминга и его связь с насилием.

Груминг в этом случае является одной из форм сексуализированного насилия, направленного на установление доверительных отношений с детьми и подростками для последующего злоупотребления. Примером такого явления может служить ситуация, когда взрослый человек, не относящийся к ближнему кругу, выходит за рамки обычного взаимодействия: обнимает, гладит, всячески стремится к телесному контакту с ребёнком. Этот вид контакта может создать ложное восприятие безопасности и привести к тому, что дети становятся уязвимыми перед потенциальным злоупотреблением.

Приглашение к себе домой также может стать формой груминга. В данном случае установление личных контактов может быть использовано для нарушения границ и нарушения интимной сферы ребенка.

Важно отметить, что груминг может не всегда быть очевидным и часто маскируется под проявление заботы или внимания. Однако его последствия могут быть крайне серьезными, оставляя долгосрочные эмоциональные и психологические последствия у пострадавших детей.

Для предотвращения подобных ситуаций, важно усиливать осведомленность учащихся, родителей, педагогов относительно возможных форм груминга.

Как вычислить психологический груминг?

Психологический груминг – это манипулятивная техника, направленная на установление эмоциональной связи с целью контроля и влияния на другого человека. Этот термин произошел от слова “грум”, обозначающего ухаживание за кем-то с целью создания близких отношений. В цифровую эпоху психологический груминг может происходить как в реальной жизни, так и онлайн, где манипулятор может использовать социальные сети и другие интернет-платформы.

Груминг может выглядеть вполне невинно и дружелюбно, поэтому он часто не считывается как насилие ни родственниками, ни самим ребёнком.

Создаётся иллюзия, что сами подростки соглашаются и создают возможность подобных ситуаций. Однако в этой форме сексуализированного насилия всегда есть более опытный манипулятор (необязательно взрослый). Он точно имеет большую власть над ребёнком, который уязвим и ещё не понимает, как работает социальное устройство в жизни. Грани «допустимого» и «недопустимого» в детском и подростковом возрасте очень гибкие, а запреты и принципы – неустойчивые. Понятно, что человек с опытом, знанием и властью с высокой долей вероятности сможет управлять даже подростком. Ребёнок боится, что в случае сопротивления его могут исключить из близкого круга.

Как распознать психологический груминг?

  • Изучите признаки манипуляций. Психологический груминг включает в себя такие приемы, как постепенное устанавливание доверия, изоляция от окружающих и постоянное воздействие на эмоциональное состояние. Обратите внимание на изменения в своем поведении и эмоциональном состоянии.
  • Анализируйте частоту общения. Если кто-то постоянно с вами общается, даже если вы не выражаете к этому желание, это может быть признаком груминга. Манипуляторы стремятся создать зависимость от своей личности и воздействовать на вас.
  • Будьте бдительны в интернете. Виртуальный мир также предоставляет площадку для психологического груминга. Особенно осторожно следите за незнакомыми людьми, которые стремятся внедриться в вашу личную жизнь.

Как защититься от психологического груминга?

  • Осведомлённость и осознанность. Знание о признаках и методах психологического груминга поможет вам его распознавать. Будьте осведомлены и бдительны.
  • Границы и самозащита. Установите ясные границы в отношениях и не бойтесь отстаивать свои интересы. Если что-то кажется подозрительным, не стесняйтесь высказывать свои сомнения. Не доверяйте личных данных незнакомым, в том числе своих фото. Жертвами становятся только те, кто не сопротивляется и не отстаивает свои границы.
  • Критическое отношение к происходящему. Не забывайте прислушиваться к своим чувствам: всё ли вам нравится, есть ли ощущение неправильности ситуации? Попробуйте отстраниться и посмотреть на ситуацию общения как бы со стороны (представьте вместо себя своего друга либо подругу), как бы вы тогда оценивали подобные отношения?
  • Советы от близких. Ваши друзья и семья могут замечать изменения в вашем поведении, которые вы сами можете упустить. Будьте открытыми для их мнения и советов.
  • Обращение за помощью к специалистам. Если по какой-либо причине вы боитесь признаться близким в том, что стали жертвой подобных отношений, то можно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут правильно отреагировать и прекратить грумминг (телефоны горячих линий, классный руководитель, психолог, педагог социальный, РОВД, телефон доверия, центр помощи жертвам насилия и т.д.)

Помните, что осознанность и знание – ключевые инструменты в борьбе с психологическим грумингом. Следите за своими эмоциями, поддерживайте здоровые границы и будьте бдительны в отношениях, чтобы защитить себя от потенциальных манипуляций.

 

При подготовке материалов были использованы сайты:

https://samka.co/psihologiya/desensibiliza-iya-v-psihologii-kak-rabotaet-metod-dj-volpe-i-dpdg/

https://www.yandex.by/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fwww.region.by%2Fassets%2Fimages%2F2023%2Fkiber-miliciya%2Fgruming2.jpg&lr=102202&p=2

свернуть

Брошюра. Навыки личной успешности

развернуть

Брошюра "Насилию - нет!

развернуть

Решение конфликта

развернуть

Консультация «Конфликты и их решение: способы эффективного взаимодействия

Конфликты — это неотъемлемая часть жизни людей.

Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.

По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения

 

Конфликты — это неотъемлемая часть жизни людей.

Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.

По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Понятие и психология конфликтологии

Конфликт — что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.

В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.

Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.

Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.

Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.

Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.

Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

Как возникает?

В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.

Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.

Конфликтогены — слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.

Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:

  • жажда превосходства. Стремление доказать свою значимость;
  • агрессивность. Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием;
  • эгоизм. Стремление достичь своих целей любой ценой.

Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

Популярные приемы урегулирования ситуации

Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:

 

  1. Избегание. Одна из сторон устраняется от спора, демонстрируя нежелание продолжать дискуссию.
  2. Изменениепредмета. Спор переводится незаметно в другое русло. Например, на косвенно касающийся основного предмета спора вопрос. В результате конфликт за неимением прежнего эмоционального накала постепенно затухает.
  3. Столкновение. Каждая из сторон настаивает на своей позиции, что приводит к необходимости разрешения ситуации путем учета мнений обоих участников спора.
  4. Приспособление. Одна из сторон старается найти для себя пути разрешения ситуации, которые дадут возможность устранить предмет спора.
  5. Откладывание. Одна из сторон берет перерыв для обдумывания сложившейся ситуации.
  6. Примирение. Обоюдное признание конфликта исчерпанным. Как правило, это возможно только при посредничестве третьей стороны.
  7. Компромисс. Достижение компромиссного решения в результате проведенных мирных переговоров.

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

 

 

 

 

 

 

 

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

  1. Разъяснение требований. Участники конфронтации получают четкие указания, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос. Возможность возникновения конфликта исключается ввиду отсутствия общих интересов, между которыми может произойти столкновение.
  2. Использование специальных механизмовуправления. Разрабатывается и применяется на практике четкая система действий при возникновении негативной ситуации, которая может перейти в конфликт. Система позволяет на ранних стадиях определить зарождающийся спор и устранить его до перехода на следующий этап.
  3. Установление целей.Объединение сторон для достижения общей цели потребует полного примирения и устранения любых разногласий. Стремление к подобному объединению ради общей цели наблюдается только при высоком уровне мотивации.

То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.

  1. Применение вознаграждений. Отсутствие конфликтов, умение находить общий язык и достигать компромиссов может поощряться специально разработанной системой поощрений.

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

  1. Освобождение от отрицательных эмоций.

Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.

  1. Построение диалога.Успокоившиеся собеседники делятся своими переживаниями. Каждый выслушивает спокойно позицию оппонента и после этого своими словами пересказывает то, что он услышал. Так человек пытается объективно оценить позицию второй стороны и взглянуть на ситуацию под другим углом.
  2. Демонстрация позитивного отношения. Необходимо показать второй стороне, что, несмотря на возникшую ситуацию, имеет место уважение к мнению другого человека и принятие его точки зрения.
  3. Анализ своего поведения.Следует откровенно оценить мотивы собственного поведения, и адекватно определить степень значимости собственной позиции для себя.

Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.

  1. Совместное разрешение ситуации. Стороны вместе принимают решение об окончании спора (приходят к компромиссу, находят пути решения проблемы и т.д.).

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

 

 

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

- Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

Выход из конфликта

Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:

  1. Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
  2. Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
  3. Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз — все это способствует сглаживанию споров.

Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

Примеры конфликтных ситуаций

В обществе

Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.

Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.

Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.

Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.

Между сотрудниками

Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.

Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.

Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат — возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.

Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.

Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

Формы завершения

Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:

  1. Разрешение. Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
  2. Затухание. Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.

Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.

  1. Урегулирование. Стороны приходят к компромиссу, достигают взаимных договоренностей. В результате спор разрешается посредством конструктивного диалога и эффективного межличностного взаимодействия.
  2. Устранение. Основа конфликта устраняется, преобразуется, видоизменяется и т.д. Иными словами, предмет спора перестает быть актуальным на текущий момент времени и факт столкновения интересов автоматически пропадает.
  3. Перерастание в новый спор. Невыясненные противоречия по одному вопросу могут стать источником возникновения новых конфликтов, порожденных первичным спором. Особенно часто подобный эффект наблюдается в сфере семейных отношений, когда замечание, высказанное одним из супругов по какому-либо вопросу, перерастает во взаимный обмен упреками.

 

 

Завершение — не всегда разрешение

Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.

Завершение конфликта — это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)

Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.

Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.

Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.

Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.

Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты решения конфликта

Сотрудничество – через переговоры, контакты, желание понять другого.

Компромисс – поиск и принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения.

Приспособление – одна из сторон идёт на уступки.

Избегание – конфликт остаётся нерешённым.

Конфронтация – силовое решение конфликта.

 

Правила поведения  в конфликте

  • Сохранять контроль и сдержанность.
  • Предоставлять партнёру возможность выпустить пар.
  • Не подливать масла в огонь, не увязать в критических замечаниях, не переходить на личности.
  • Попросить партнёра сформулировать суть его претензий и конечный результат, к которому он стремится.
  • Стараться держаться на равных.
  • Признавать свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
  • Оговорить взаимоотношения на будущее, что конкретно не стоит делать дальше, чтобы избежать повторения конфликта.
  • Стараться поддерживать деловые отношения в тех границах, которые являются конструктивными и способствуют достижению успеха.

 

Алгоритм решения конфликтов

  1. Спокойствие при возникновении конфликтной ситуации.
  2. Анализ ситуации без превратности.
  3. Открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  4. Выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих достигнуть этой цели.
  5. Выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

 

 

 

  • Упражнение 1 «Пристройка сверху»

Инструкция: «При помощи вербальных и невербальных средств продемонстрируйте превосходство, право оценивать и выражать свою волю, вслед за обвиняющим утверждением, - упрёк, оскорбление, оценку.

Отслеживайте при этом собственное эмоциональное состояние и признаки переживания партнёра».

  • Упражнение 2 «Пристройка наравне»

Инструкция: «При помощи вербальных и невербальных средств покажите своё расположение к собеседнику и заинтересованность – продемонстрируйте спокойствие, уверенность, открытость, внимание и понимание того, о чём идёт речь».

- Вербальные средства: спокойный уверенный голос, ровные интонации, простые доступные для понимания слова, уточнения: «правильно ли я понял(а)…?», «Вы думаете, что…?».

Используйте эмпатические и поддерживающие утверждения: «да», «понимаю, но…», «в этом что-то есть», «интересно», «замечательно», «согласен, но…», «интересная мысль», «мне это нравится».

- Невербальные средства: улыбка, прямой взгляд, расслабленные уверенные жесты, спокойная расслабленная мимика, «отзеркаливание» жестов (повторение некоторых жестов и мимики собеседника).

Ролик живое общение лучше виртуального

https://youtu.be/xe242eIvb8E   

Ролик как строить общение с людьми

https://vk.com/video219679_159867711

Ролик с примером эффективного общения

https://youtu.be/_1YVjexU4IM

Убеждение (продажи)

https://youtu.be/XgeqsYcfcJM

свернуть

Брошюра. Безопасный интернет для детей и подростков

развернуть

Брошюра. Развитие позитивного мышления

В брошюре можно ознакомится с техниками борьбы с негативными мыслями, приёмы позитивного мышления и полезными советами от психолога.
развернуть

Как психологически подготовиться к экзаменам?

развернуть

Успешность на экзамене зависит не только от содержательной, но и от психологической готовности к нему. Необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо – происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, это плохо. В этом случае можно использовать приемы, которые помогут справиться с волнением.

Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен: «Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы». «Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.

Во-вторых, освойте несколько психологических упражнений. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.

Упражнение 1.

Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.

Упражнение 2.

Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.

Упражнение 3.

Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок».

Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в правой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

Мысленно рисуйте себе картину уверенного ответа. Последние 10-12 часов перед экзаменом важно использовать на восстановление организма.

Вечером перед экзаменом погуляйте, займитесь чем-нибудь приятным и отвлечённым. Ночью следует хорошо выспаться.

Перед экзаменом рекомендован лёгкий завтрак. После плотного завтрака вам захочется поспать, а не идти на экзамен.

свернуть

Как планировать время при подготовке к экзамену?

развернуть

Умение планировать свое время – одно из самых главных умений в жизни. И чем раньше вы научитесь этому, тем успешнее будет процесс обучения в будущем.

  1. Для начала купите ежедневник и распишите в нем сроки повторения материала. Хорошо было бы при этом учесть, кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить «активные» часы.
  2. Планирование важно выполнить в трех вариантах: ежемесячное (если еще позволяет время), еженедельное, ежедневное.
  3. Важно составить план работы, четко определить, что именно будет изучаться каждый день. Не вообще: «Немного позанимаюсь…», а какой именно предмет вы планируете изучить (или повторить) сегодня и какие конкретно разделы.
  4. И помните: лучше заниматься каждый день по часу, чем один раз в неделю, но целый день. Необходимо чередовать работу и отдых.
  5. Начинать занятие следует с более трудных вопросов, которые вы знаете хуже всего, оставляя более легкие для вас темы на конец занятия. Но бывает и так, что заниматься не хочется – «нет настроения». В таком случае полезно начать, наоборот, с того, что вы знаете лучше, что более интересно и понятно для вас.
  6. Учтите больше, чем требуется, и дольше, чем вам кажется необходимым. У вас должен быть запас знаний, благодаря которому на экзамене вы быстро вспомните материал.
  7. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как усвоен материал: вновь кратко записать планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день. Если вы сумеете спланировать свое время, то и настроение будет лучше (оттого, что вы не «утонули» в материале и успели повторить все вопросы), и оценки выше.

 

 

 

 

свернуть

Как организовать процесс активного запоминания?

развернуть

Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить. Поэтому запоминание – ключевой момент в подготовке к экзаменам. Для лучшего усвоения материала важен активный подход к делу.

  1. Необходимо учитывать особенности предмета, по которому предстоит сдавать экзамен. При подготовке к устному экзамену целесообразно систематизировать и повторить весь изученный материал, а при подготовке к письменному экзамену, например, по русскому языку или математике, важно сосредоточиться на отдельных разделах программы.
  2. Не надо стремиться заучивать все – лучше подчеркивать, выписывать и конспектировать важные места.
  3. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, сначала вспомните и обязательно кратко запишите все, что знаете по этой теме, и лишь затем проверяйте себя по учебнику. Особое внимание следует уделять правилам, подзаголовкам параграфа – это поможет выделить главные мысли, которые станут опорными пунктами вашего ответа.
  4. Повторять материал нужно вслух. Чтобы ответ не получился скомканным и непоследовательным, необходимо составить план ответа, и обязательно на бумаге, а не в уме.
  5. Ответы на самые трудные вопросы желательно рассказать внимательному слушателю или записать на диктофон, а затем прослушать себя. На устном экзамене легко вспомнится материал, рассказанный вами вслух перед зеркалом.
  6. Очень полезный метод, которым пользуются многие при изучении иностранного языка, – запись слов на карточки. Его можно использовать и для других предметов, записывая, например, правила русского языка, рисуя схемы, отражающие процесс или ход событий, физические законы и т.д.
  7. Не повторяйте билеты по порядку. Лучше напишите номера на листочках и тяните билет, как на экзамене.
  8. Проверено также, что степень усвоения материала повышают групповые занятия.

Не забывайте делать перерывы!

Позанимавшись час-полтора, отдохните в течение 10 минут. Если вы устали и вас клонит в сон, то лучше лечь и немного поспать. Эффективный отдых повысит вашу работоспособность.

 

свернуть

Как не бояться экзамена?

развернуть

Нам не раз приходилось сталкиваться с подобными проблемами, которые отбирают массу сил и нервной энергии. Каждый из нас на опыте убед ился, что чем лучше подготовился, чем больше знаешь, тем и волнуешься меньше... А знаете ли вы, что существует обратная зависимость между уровнем интеллекта и показателями тревожности, возникающих накануне важных для человека событий? Чрезмерная мотивация еще более усиливает нашу тревогу. Интеллектуальная же деятельность позволит правильно оценить ситуацию, рассчитать силы и сориентироваться в условиях неопределенности... А еще она поможет освободиться от чрезмерного напряжения. Почему?

Интеллект – это сложное и насыщенное явление психики, включающее в себя целый набор психических процессов: скорость мышления, память, эрудицию, или общую осведомленность, легкость переключения внимания и многое-многое другое. На плохую память часто жалуются, но на плохой интеллект – никогда! Вот почему важно развивать не столько память, сколько мышление. Это особенно чувствуется в ситуации экзамена. Если мы не распределили силы перед экзаменом, прогнозы его исхода будут самыми неопределенными и мы окажемся во власти психической напряженности или стресса до тех пор, пока ситуация как-нибудь не разрешится. Пусть даже провалом...

Неопределенность, вызванная дефицитом информации, негативно скажется на всей нашей деятельности. Когда к этому добавится дефицит времени, или цейтнот, стрессовая ситуация может стать угрожающей: для здоровья, для чувства собственного достоинства, для положения в обществе...Когда же мы, наконец, понимаем, что не контролируем ситуацию, появляется страх, парализующий волю, мышление и даже мышцы... Мышечный блок еще более усиливает страх, образуя замкнутый круг.

Переживание страха – состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям – иными словами к тому, что приводит к ослаблению защитных сил организма, повышенной секреции эндокринных желез, обеспечивающих адаптацию к стрессам (например, адреналину), что собственно и отравляет наш организм. Раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных... А на экзамене страх получить неудовлетворительную оценку, потерять уважение окружающих или показаться смешным тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение.

С самого утра нужно закреплять настрой творческой активности и планомерно отключать себя от вредных привычек: злобы, чрезмерной суетливости, пассивности, а также от курения и других вредных привычек...

Позитивный настрой – источник добрых эмоций, а мудрая улыбка – генератор творческой энергии. Но, если мы готовились в спешке, заучивали сложные формулы и постулаты, в суете собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать... Теперь мы только в спешке можем что-то вспомнить, потому, что в спешке и запоминали.

Можно ли ожидать других темпов подготовки к экзамену, если мы приступаем к изучению предмета как раз перед самым экзаменом? У многих ответ готов: зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки (что тоже полезно) или надеяться на счастливый билет! Лишь у самой двери той комнаты, где сидят «монстры-экзаменаторы», появляется дрожь в коленках – это реакция на страх – и тогда понимаешь, что не готов!

Подогреваемые советами друзей, которые наверняка все знают, мы разочаровываемся... в себе. У нас начинает формироваться комплекс неполноценности, когда понимаем, что несомненно хуже всех... Комплекс неполноценности – пренеприятный аккомпанемент неуверенности, он обязательно возникает у того, кто переутомился, не сумел подготовиться морально, даже если хорошо усвоил сам предмет.

Тогда являешься на растерзание экзаменационной комиссии с опухшими от бессонных ночей глазами, неуверенно выбирая билет и бормоча его номер, и все мысли куда-то спарились, кроме одной; похожей на доминанту: скорее бы все это закончилось! А бодренькие одноклассники, что ругали жестокостью комиссии, что-то уверенно вещают и еще больше вгоняют нас в комплекс. Комплекс неполноценности – самое плохое, что могло придумать наше сознание. Он даже сам по себе гипнотизирует окружающих, заставляя их увидеть все наши недостатки... Советуем вам срочно от них избавиться! Первым шагом на пути к истреблению комплексов будет ваша уверенность.

Уверенность хотя бы в чем-то, пусть даже в завтрашнем дне. Неуверенность, временно возникающая из-за ограниченных возможностей нормально действовать, часто бывает обусловлена переутомлением. Чтобы избежать неуверенности, следует выходить на подиум свежим и отдохнувшим. Помните, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! И чем важнее для вас экзамен, тем больше моральных сил вам понадобиться, и тем больше надо спать. Только во сне в нервных клетках образуется тигроидное вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования. Оно так называется потому, что под микроскопом похоже на раскраску тигра. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики. Поэтому если вы почувствовали усталость, сильную сонливость, лучше отдохните! А вместо судорожных и бессмысленных повторений прочитанного материала, дайте своему мозгу установку: сохранить информацию. И спите себе спокойно! Именно во сне происходит переработка всей накопленной за время бодрствования информации, которая сортируется и укладывается поглубже, подобно тому, как мы укладываем книги на полках, – и сохраняется в долговременной памяти.

Случается, что мы не можем уснуть из-за комплекса «не до», когда нам все еще кажется, что не дочитал, недоучил, не доповторил и вообще недопонял. И если вовремя не остановиться, силы и время, потраченные на подготовку к экзамену, не дадут желаемых результатов, тогда бессонница, переутомление, и снова неуверенность... А может мы неэкономно распределили время, отведенное на подготовку к экзамену? Тогда распределите его равномернее! А материал разбейте по главам, темам, количеству килобайт информации – как хотите! Но обязательно оставьте один день на повторение материала.

День, а не ночь! Ведь до экзамена всегда не хватает именно одного дня. Так вы избежите цейтнота и его непредсказуемых последствий. Не готовьтесь к экзамену в спешке, и помните, что всегда лучше меньше..., чем ничего! Случается, что мы переутомляем свой мозг бессмысленным повторением, когда сами того не замечая, вместо осмысления материала, начинаем его попросту зубрить... Вернувшись к нему через время, ничего не можем вспомнить. И учим заново, спешим, волнуемся.

Появляется порочный круг зубрилы. Выученный наизусть материал, к сожалению, не будет полезен там, где понадобится решить задачу или ответить на дополнительный вопрос. Ну, если, конечно, вы не собираетесь его декламировать как стихи. Тогда десятка обеспечена. Представляете химия в стихах! Или математика! (У учителей этих дисциплин юмора должно хватить).

А если вас успокоит учебник под подушкой, когда вы укладываетесь спать, то пусть он там лежит, если конечно не давит затылок. Но не учите во время еды: на экзамене вас кормить не будут (экзамен – не дрессировка!). Все равно организм будет настроен на переваривание пищи, а не информации. Наши предки говорили: Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память... Так что умейте отдыхать от информации, хотя бы во время еды и сна! И не спешите охватить всю программу сразу, за один день. Да и сам экзамен – чудесный пример эффективного усвоения некоторой части учебного материала. Иногда свои экзаменационные билеты и ответы на них мы будем помнить всю жизнь...

А еще не приглашайте накануне экзамена друзей в гости, даже если они согласятся писать за вас шпаргалки. Лучше учить самостоятельно, а повторять уже вместе. И не рекомендуется также запомнить сразу все. Ничего не получится! Мы все равно ограничены возможностями оперативной памяти. Ученый-психолог Миллер, сравнивая память с кошельком, куда можно положить ограниченное количество денежных единиц (не более 7-ми, 8-ми, 9-ти), установил, что человек может запомнить и повторить только 7 плюс минус 2 символа. По этой причине мы короткое время можем удерживать в памяти номера телефонов, адреса, имена события, любые 7 цифр или букв, до тех пор, пока они не запомнятся... или не забудутся. При этом для памяти не важно, какие деньги мы положим в кошелек: доллары или центы. Если объединить эти простые символы (центы) в сложные, более насыщенные информационные единицы, например, буквы – в слова, слова – в предложения, а предложения – в мысли и увязать их с помощью образов, то объем информации существенно сократится. Для этого понадобится не память, а логическое мышление, которое и позволит нам выделить общее для этих символов. Поэтому после повторения 7-9-ти символов (новых слов, чисел и т. п.) делайте небольшие паузы. За это время ваш мозг сохранит информацию даже без вашего прямого участия. Слишком длинный ряд символов, например, случайных чисел, в оперативной памяти не сохраняется. В этом случае мы имеем дело с законом Края, когда запоминаются только первые и последние символы в ряду, а середина – пуста, забыта. Можете сами это проверить. Думайте, прежде чем отвечать. Кроме того, нам должно быть интересно, тогда и работа спорится. Мы почему-то запоминаем тот номер телефона, владелец которого нам нужен или нравится. И вряд ли забудем интересную и нужную для нас книгу. Некоторые, номера или адреса, наоборот, ну никак не укладываются в памяти. Именно поэтому учиться нужно с интересом. Постарайтесь сделать изучаемый материал для себя интересным, найти в нем то, что может оказаться когда-нибудь нужным и полезным. Ищите информацию самостоятельно, тогда она лучше усваивается. Осмысливайте ее.

А еще никогда не бойтесь учителя! Главное, с первого же момента подготовки к экзамену, рассчитывайте только на десять баллов, независимо от ваших прошлых заслуг. А чем это вы хуже других?! Обязательно обеспечьте себе запас для снижения оценки. А рассчитывая на десять баллов, не ставьте ее целью всей вашей жизни, лучше представьте, какая у вас появится возможность на экзамене высказаться, проявить свою эрудицию и способности, и, наконец, похвастаться! Обязательно сохраняйте свою индивидуальность: не сравнивайте себя с другими, особенно, перед экзаменом.

И не реагируйте на нелицеприятные замечания окружающих относительно ваших знаний, внешности, способностей и т.п. Вам виднее! Перед тем, как идти на экзамен, никогда не прислушивайтесь к жалобам одноклассников, обиженных на всю экзаменационную комиссию. Отвечая на вопросы, старайтесь не вспоминать, а думать: пробелы в памяти заменит удачно обоснованная мысль. Будьте спокойны при подготовке, ведь вашей жизни ничто не угрожает! Помните об успехах! Любите и уважайте себя как личность, единственную и неповторимую, способную преодолеть любые трудности, а не только сдать экзамен. Сдав экзамен, не спешите освобождаться от груза полученных знаний, возможно, они пригодятся вам в будущем. Но не следует и относиться к своей памяти, как к чердаку, заполненному разным хламом. Делайте, как советовал Шерлок Холмс, периодическую уборку этого хлама...

На экзамене, а затем и на всю жизнь сохраните уверенность в себе. Уверенность в себе, писал Ф. Шиллер, – основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силу, чтобы действовать. С этим чувством подойдите ко всем жизненным проблемам, например, взаимоотношениям с родителями. Если они вас не понимают, как это часто бывает, постарайтесь спокойно и уверенно изложить свои претензии и пожелания. Может быть, перечисленные выше советы помогут вам найти язык взаимопонимания. Тогда вместе прочтите

Советы родителям:

Уважаемые родители! Сыном или дочерью следует интересоваться не только накануне экзамена, или когда уже принесена оценка. Полезно замечать их и в другие периоды жизни...

  • Не отвлекайте их от подготовки, не мешайте сосредоточиться. Все-таки экзамен для него - это стресс.
  • Не следует создавать особых условий, ведь подготовка к экзамену – не болезнь!
  • Определите сначала, кому нужна оценка: вам или вашему ребенку.
  • Не унижайте и не пугайте его.
  • Помните, что он унаследовал некоторые ваши достоинства и недостатки...
  • Не забывайте, что он тоже личность. Избегайте насилия над личностью!

 

 

 

 

Педагог-психолог                                                  В.В. Пиликевич

 

свернуть

Как научиться концентрировать внимание?

развернуть

Часто бывает так, что во время изучения какого-либо предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, помогающие сконцентрировать внимание:

  1. Подготовьте место для учебы. Там не должно быть ничего лишнего, что могло бы отвлечь ваше внимание: уберите вещи, которые вам не понадобятся в процессе подготовки, разложите учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д. В интерьер комнаты желательно внести желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
  2. Поза во время занятий должна быть «собранная». Лучше сидеть не в мягком кресле, а на твердом стуле.
  3. Если чувствуете усталость и сонливость во время подготовки, то отдохните немного. В период спада работоспособности наш мозг не способен качественно и быстро обрабатывать информацию, зато в это время организм восстанавливает энергию в разы быстрее. Поэтому, приняв горизонтальное положение и максимально расслабив мышцы, постарайтесь сконцентрировать своё внимание на том, что происходит «здесь и сейчас», чтобы отвлечься от мыслей о предстоящем испытании: вслушивайтесь в окружающие вас звуки, ощущения своего тела, отмечайте предметы и явления вокруг вас и, осознавая это, возвращайтесь из негативных мыслей в реальность.
  4. Можно включить тихую фоновую музыку, заглушающую посторонние звуки, которые отвлекают от работы.

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал весь организм. Для того чтобы глаза отдохнули, можно выполнить ряд упражнений:

  • Крепко зажмурьте глаза (3-5 сек.), затем откройте глаза (3-5 сек.)
  • Быстро моргайте в течение 1-2 мин
  • Посмотрите попеременно вверх-вниз (10сек), влево-вправо (10 сек)
  • Взглядом рисуйте лодочку, качающуюся на волнах
  • «Напишите» взглядом свое полное имя
  • Попеременно фиксируйте взгляд сначала на удаленном предмете (10сек), затем – на листе бумаги перед собой (10 сек)

                                                                     

свернуть

Как вести себя на выпускных экзаменах?

развернуть

Ваши действия на экзамене.

Важно успокоиться непосредственно перед входом в кабинет. Для этого прекратите волнительные разговоры с товарищами. Вспомните и воспроизведите мысленно что-то приятное, не относящееся к экзамену, – например, как вы летом ездили отдыхать на юг и купались в теплом море.

  1. Взяв билет, прочитайте вопросы. Начните подготовку к ответу с легких для вас вопросов, а потом переходите к более сложным.
  2. В своем ответе важно показать знание сути вопроса и умение строить причинно-следственные связи. Поэтому сначала тезисно напишите примерный план ответа. После этого вы успокоитесь, мысли станут более ясными. Теперь вы можете дополнить свой ответ (примерами, аргументацией и т.д.).
  3. Планируйте время так, чтобы его хватило на все вопросы. Не застревайте на одном вопросе. Оставьте время на проверку ответа.
  4. У вас осталось время? Не спешите идти отвечать или сдавать работу. Отложите ее в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые «умные» мысли приходят в голову после того, как ответ уже написан. Послушайте, о чем спрашивает учитель отвечающего (на устном экзамене), т.к. вопросы иногда повторяются.

Непредвиденные ситуации:

  • Вы что-то забыли на экзамене. Чтобы вспомнить это, используйте следующий прием: запишите первое, что придет на ум по этой теме. Эти слова помогут вам вспомнить другие слова, и в конце концов вы сможете вспомнить то, что хотите.
  • Вы на полуслове забыли, о чем надо говорить. Не паникуйте! Повторите последнюю фразу, это поможет вам восстановить логику ответа. Если не получилось, посмотрите на листок и переходите к следующему пункту плана своего ответа. В конце ответа всегда есть возможность дополнить ответ, начав фразу словами: «Я хотел бы добавить…» - или что-то в этом роде.
  • Вы увидели, что вас не слушают. Не обижайтесь, продолжайте ответ, не обращая на это внимания.
  • Вам задали дополнительный вопрос. Не пугайтесь, не спешите с ответом. Если нужно, попросите время на обдумывание. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
  • Вы допустили ошибку. Не надо бояться, они бывают у всех. Если вы знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вы сомневаетесь, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло.

Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения с экзаменатором.

Держитесь уверенно, помните о хорошей осанке, улыбайтесь и настройтесь доброжелательно по отношению к экзаменатору. Поддерживайте зрительный контакт с ним.

При ответе на экзамене учитывайте, что слишком оживленная мимика и жестикуляция, громкий голос мешают слушающему сосредоточиться, однако и вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может разочаровать экзаменатора. Соблюдайте меру во всем.

Итак, вы готовы! Вы собраны! Вы уверены в своих знаниях!

Помните, что вера в успех – это половина успеха!

свернуть

Как психологически подготовиться к экзаменам?

развернуть

Успешность на экзамене зависит не только от содержательной, но и от психологической готовности к нему. Необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо – происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, это плохо. В этом случае можно использовать приемы, которые помогут справиться с волнением.

Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен: «Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы». «Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.

Во-вторых, освойте несколько психологических упражнений. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.

Упражнение 1.

Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.

Упражнение 2.

Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.

Упражнение 3.

Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок».

Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в правой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.

Мысленно рисуйте себе картину уверенного ответа. Последние 10-12 часов перед экзаменом важно использовать на восстановление организма.

Вечером перед экзаменом погуляйте, займитесь чем-нибудь приятным и отвлечённым. Ночью следует хорошо выспаться.

Перед экзаменом рекомендован лёгкий завтрак. После плотного завтрака вам захочется поспать, а не идти на экзамен.

свернуть

Психологическая поддержка при подготовке к экзаменам и централизованному тестированию

развернуть

В период подготовки к вступительным испытаниям и сдачи экзаменов дети испытывают большое физическое и психологическое напряжение. В это время им как никогда нужна поддержка и помощь родителей.

Важно правильно организовать питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть сбалансированным, разнообразным, с достаточным количеством фруктов и овощей. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу мозга. Также полезен шоколад.

Уделяйте ребенку больше внимания. Будьте мягче с ним и не столь категоричны в суждениях. Когда ребенок рассказывает вам о своих тревогах и волнениях, не комментируйте их, а поддерживайте его словами: «В нужный момент ты все вспомнишь. Я верю в тебя». Полезно рассказать историю об успешной сдаче экзамена из своей жизни.

Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «взорваться». Если вдруг оказалось, что отсутствует какой-то необходимый материал для подготовки к экзамену, не упрекайте ребенка в безответственности. Скорее всего, это случайность, лучше найдите недостающий источник, пока ребенок работает с другим материалом. И ваш сын или дочь будут благодарны вам.

Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, – это не трагедия.

Помогите ребенку правильно организовать процесс подготовки к экзаменам. Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к., кроме вас, никто не сможет вовремя заметить ухудшение состояния его здоровья, вызванное переутомлением. Постарайтесь создать доброжелательную атмосферу в семье.

 

 

 

        Педагог-психолог                                                                             В.В. Пиликевич

 

свернуть

Рекомендации, направленные на преодоление стрессовых ситуаций

развернуть
  1. Старайтесь избегать ситуаций стрессогенного характера, избегайте присутствия в помещении, где назревает конфликт. Если вы, все-таки, оказались в эпицентре стрессовой ситуации, то постарайтесь пропустить всю негативную информацию “мимо ушей”, а именно:

А) переключайте и концентрируйте внимание на нестрессовом информационном канале (например: при ссоре в автобусе – “какой хороший фильм я посмотрел(а)”, т.е. отключение от стрессового источника);

Б) если вы непосредственно в конфликте, например: начальник -  подчиненный (вы), то постарайтесь переключить информационный канал, обратив внимание на цвет костюма, волос, глаз, запах, голос, мимику, жесты и т.д.; делая вид, что вы внимательно слушаете, при этом сожмите слегка руку в кулак и мысленно посылайте в него все отрицательную энергию, идущую от вашего собеседника. Постарайтесь ощутить, как в кулак входит холод и тяжесть отрицательной информации. Затем (после всего) резко разожмите кулак и слегка встряхните рукой. То освобождает от отрицательной стрессовой информации и негативных эмоций;

В) вращение, во время стрессовой ситуации, в руках любого предмета.

  1. Стремитесь делать любой неожиданный стресс ожиданным для вас, при помощи прогнозирования ситуаций на следующий день.
  2. В момент стрессовой ситуации или сразу после нее, старайтесь максимально уменьшить ее воздействие на ваш организм. Необходимо снизить значимость происходящего для вас: например: “Все, что они делается – все к лучшему”; “Все это ерунда по сравнению с проблемой мирового масштаба (или с тяжелой болезнью)”; “Чему быть, того не миновать” и т.д. Если вы чего-то боитесь, то подумайте о том, что можно бояться решительно всего.
  3. Старайтесь почаще переживать положительные эмоции: “На всякое действие есть противодействие”. Почаще улыбайтесь.
  4. К счастью ведет только одна дорога – это не беспокоиться о том, в чем вы бессильны.

У вас может возникнуть к себе вопрос: “Чего от меня хотят люди?” Вы чувствительны (возможно) к критике в свой адрес. Вы думаете, что окружающие хотят видеть вас совершенным и безупречным (возможно).

Но дело в том, что каждый человек больше занят собой и вовсе не собирается тратить свое время на вынесение вам суждений. Это нужно осознать. Тогда у вас появится интерес к другим людям. Вы увидите, что окружающие не меньше вас ранимы и чувствительны. Они тоже нуждаются в вашем одобрении и поддержке. Полюбите их и меньше размышляйте о том, осуждают они вас или нет.

Хочешь быть спокойным? Не расстраивайся из-за многих вещей, не занимайся ненужными делами, не поддавайся гневу.

 

 

Помни о том, что

  

 

 “печали вечной в мире нет, и нет тоски неизлечимой”

 

 

А.Н.Толстой

 

 

свернуть
поделиться в: