Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Узденская районная гимназия"
"От знаний - к совершенству личности"
Груминг в психологии: как распознать и защититься?
Груминг в психологии – это манипулятивная стратегия, направленная на установление эмоциональной связи с потенциальной жертвой с целью манипуляции и контроля. Термин “груминг” чаще всего ассоциируется с сексуальными преступлениями против детей, но он также может использоваться в широком контексте межличностных отношений.
Процесс груминга включает в себя несколько этапов.
Первый этап – установление контакта. Манипулятор стремится привлечь внимание потенциальной жертвы. Это может включать в себя использование лести, подарков, комплиментов и других тактик.
Второй этап – установление доверия. Манипулятор старается создать у жертвы ощущение близости и безопасности, представляя себя как надежного и заботливого человека. Это может включать в себя выражение симпатии, слушание проблем и обещание поддержки.
Третий этап – изоляция. Манипулятор стремится отделить жертву от ее социального окружения, чтобы усилить свою контрольную позицию. Это может происходить постепенно, с использованием различных предлогов или создания ситуаций, в которых жертва становится более зависимой от манипулятора.
Четвертый этап – воздействие. Здесь манипулятор начинает осуществлять свои скрытые намерения, будь то сексуальное насилие, финансовое мошенничество или другие формы эксплуатации. После завершения этого этапа манипулятор обычно стремится сохранить контроль и молчание жертвы.
Груминг может происходить как в офлайн, так и в онлайн средах. В интернете манипуляторы могут использовать социальные сети, чаты в онлайн-играх, форумы и другие платформы для установления контакта с потенциальными жертвами, часто скрывая свою настоящую личность.
Психологический груминг – это тонкая и изощренная практика воздействия на психику человека с целью манипуляции его мышлением, эмоциями и поведением.
Примеры психологического груминга из жизни
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными примерами этого явления, которые, казалось бы, невинны, но в действительности могут оказывать серьезное воздействие на наше восприятие окружающего мира.
Одним из распространенных примеров психологического груминга является подача идеальной картинки своей жизни в социальных сетях. Люди публикуют яркие кадры из успешных моментов, отражая лишь свою лучшую сторону. Этот процесс может создавать у других ощущение недостаточности и стремления к идеалу, что в конечном итоге может повлиять на их самооценку и психологическое благополучие.
В политике психологический груминг также находит свое место. Политики используют различные методы, такие как манипуляции информацией, создание образов и использование эмоциональных приемов, чтобы влиять на общественное мнение и убеждения. Этот подход может повлиять на восприятие политических событий и в конечном итоге сформировать определенные стереотипы и убеждения у граждан.
Рекламные кампании часто прибегают к психологическому грумингу, формируя идеальные стандарты красоты, успеха и счастья. Это может привести к тому, что люди начинают стремиться к этим идеалам, потребляя определенные товары или услуги в надежде достичь поставленных обществом стандартов.
В межличностных отношениях психологический груминг проявляется через манипуляции, например, создание зависимости, контроля или использование психологического давления. Это может оказывать воздействие на решения и поведение другого человека, подчас неявно влияя на его решения и действия.
Важно осознавать, что психологический груминг присутствует в различных сферах нашей жизни. Понимание этого явления помогает быть более осмотрительными и критичными в отношении информации, которую мы получаем, и более осторожными в межличностных отношениях, чтобы сохранить свою автономию и психологическую стабильность.
Психологический груминг и педофилия
Насилие над детьми и подростками – это серьезная проблема, требующая внимания общества. Одним из аспектов, который порой остается в тени, является проблема груминга и его связь с насилием.
Груминг в этом случае является одной из форм сексуализированного насилия, направленного на установление доверительных отношений с детьми и подростками для последующего злоупотребления. Примером такого явления может служить ситуация, когда взрослый человек, не относящийся к ближнему кругу, выходит за рамки обычного взаимодействия: обнимает, гладит, всячески стремится к телесному контакту с ребёнком. Этот вид контакта может создать ложное восприятие безопасности и привести к тому, что дети становятся уязвимыми перед потенциальным злоупотреблением.
Приглашение к себе домой также может стать формой груминга. В данном случае установление личных контактов может быть использовано для нарушения границ и нарушения интимной сферы ребенка.
Важно отметить, что груминг может не всегда быть очевидным и часто маскируется под проявление заботы или внимания. Однако его последствия могут быть крайне серьезными, оставляя долгосрочные эмоциональные и психологические последствия у пострадавших детей.
Для предотвращения подобных ситуаций, важно усиливать осведомленность учащихся, родителей, педагогов относительно возможных форм груминга.
Психологический груминг – это манипулятивная техника, направленная на установление эмоциональной связи с целью контроля и влияния на другого человека. Этот термин произошел от слова “грум”, обозначающего ухаживание за кем-то с целью создания близких отношений. В цифровую эпоху психологический груминг может происходить как в реальной жизни, так и онлайн, где манипулятор может использовать социальные сети и другие интернет-платформы.
Груминг может выглядеть вполне невинно и дружелюбно, поэтому он часто не считывается как насилие ни родственниками, ни самим ребёнком.
Создаётся иллюзия, что сами подростки соглашаются и создают возможность подобных ситуаций. Однако в этой форме сексуализированного насилия всегда есть более опытный манипулятор (необязательно взрослый). Он точно имеет большую власть над ребёнком, который уязвим и ещё не понимает, как работает социальное устройство в жизни. Грани «допустимого» и «недопустимого» в детском и подростковом возрасте очень гибкие, а запреты и принципы – неустойчивые. Понятно, что человек с опытом, знанием и властью с высокой долей вероятности сможет управлять даже подростком. Ребёнок боится, что в случае сопротивления его могут исключить из близкого круга.
Как распознать психологический груминг?
Как защититься от психологического груминга?
Помните, что осознанность и знание – ключевые инструменты в борьбе с психологическим грумингом. Следите за своими эмоциями, поддерживайте здоровые границы и будьте бдительны в отношениях, чтобы защитить себя от потенциальных манипуляций.
При подготовке материалов были использованы сайты:
https://samka.co/psihologiya/desensibiliza-iya-v-psihologii-kak-rabotaet-metod-dj-volpe-i-dpdg/
https://www.yandex.by/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fwww.region.by%2Fassets%2Fimages%2F2023%2Fkiber-miliciya%2Fgruming2.jpg&lr=102202&p=2
свернутьКонсультация «Конфликты и их решение: способы эффективного взаимодействия
Конфликты — это неотъемлемая часть жизни людей.
Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.
По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Примеры конфликтных ситуаций и способы их успешного разрешения
Конфликты — это неотъемлемая часть жизни людей.
Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.
По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Понятие и психология конфликтологии
Конфликт — что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов.
В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.
Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию, при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.
Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.
Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.
Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.
Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную линию поведения и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Как возникает?
В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников.
Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.
Конфликтогены — слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.
Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:
Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Популярные приемы урегулирования ситуации
Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Методы разрешения
С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:
Структурные
Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:
То есть цель должна иметь высокую значимость для всех участников конфликта.
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Конструктивные
Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в межличностном общении.
Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации, расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.
К конструктивным стилям относятся:
Освободиться от негативного настроя можно при помощи применения различных техник релаксации, кратковременного выхода из помещения, открытого высказывания своих переживаний, спокойного выслушивания мнения третьих лиц и т.д.
Нередко подобный анализ приводит человека к мысли, что суть конфликта не так уж значима для него, и он может без труда отказаться от начавшегося спора, не понеся при этом никаких потерь.
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Интегральный
Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем. Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.
Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.
Компромисс
- Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.
Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.
Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо, но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Выход из конфликта
Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги:
Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Примеры конфликтных ситуаций
В обществе
Социальные конфликты лучше всего разрешать, используя конструктивные методы.
Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.
Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.
В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога, совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.
Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.
Между сотрудниками
Споры в сфере менеджмента лучше решать структурными методами.
Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении.
Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат — возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.
Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.
Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели, достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Формы завершения
Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:
Данный вид завершения конфликта не всегда является положительным результатом, поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.
Завершение — не всегда разрешение
Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.
Завершение конфликта — это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)
Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.
Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.
Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.
Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей.
Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.
Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/konfliktnye-situatsii-i-sposoby-ih-razresheniya-primery.html
Варианты решения конфликта
Сотрудничество – через переговоры, контакты, желание понять другого.
Компромисс – поиск и принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения.
Приспособление – одна из сторон идёт на уступки.
Избегание – конфликт остаётся нерешённым.
Конфронтация – силовое решение конфликта.
Правила поведения в конфликте
Алгоритм решения конфликтов
Инструкция: «При помощи вербальных и невербальных средств продемонстрируйте превосходство, право оценивать и выражать свою волю, вслед за обвиняющим утверждением, - упрёк, оскорбление, оценку.
Отслеживайте при этом собственное эмоциональное состояние и признаки переживания партнёра».
Инструкция: «При помощи вербальных и невербальных средств покажите своё расположение к собеседнику и заинтересованность – продемонстрируйте спокойствие, уверенность, открытость, внимание и понимание того, о чём идёт речь».
- Вербальные средства: спокойный уверенный голос, ровные интонации, простые доступные для понимания слова, уточнения: «правильно ли я понял(а)…?», «Вы думаете, что…?».
Используйте эмпатические и поддерживающие утверждения: «да», «понимаю, но…», «в этом что-то есть», «интересно», «замечательно», «согласен, но…», «интересная мысль», «мне это нравится».
- Невербальные средства: улыбка, прямой взгляд, расслабленные уверенные жесты, спокойная расслабленная мимика, «отзеркаливание» жестов (повторение некоторых жестов и мимики собеседника).
Ролик живое общение лучше виртуального
Ролик как строить общение с людьми
https://vk.com/video219679_159867711
Ролик с примером эффективного общения
Убеждение (продажи)
свернутьУспешность на экзамене зависит не только от содержательной, но и от психологической готовности к нему. Необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо – происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, это плохо. В этом случае можно использовать приемы, которые помогут справиться с волнением.
Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен: «Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы». «Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Во-вторых, освойте несколько психологических упражнений. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.
Упражнение 1.
Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.
Упражнение 2.
Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.
Упражнение 3.
Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок».
Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в правой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.
Мысленно рисуйте себе картину уверенного ответа. Последние 10-12 часов перед экзаменом важно использовать на восстановление организма.
Вечером перед экзаменом погуляйте, займитесь чем-нибудь приятным и отвлечённым. Ночью следует хорошо выспаться.
Перед экзаменом рекомендован лёгкий завтрак. После плотного завтрака вам захочется поспать, а не идти на экзамен.
свернутьУмение планировать свое время – одно из самых главных умений в жизни. И чем раньше вы научитесь этому, тем успешнее будет процесс обучения в будущем.
свернуть
Чтобы хорошо сдать экзамен, надо много выучить. Поэтому запоминание – ключевой момент в подготовке к экзаменам. Для лучшего усвоения материала важен активный подход к делу.
Не забывайте делать перерывы!
Позанимавшись час-полтора, отдохните в течение 10 минут. Если вы устали и вас клонит в сон, то лучше лечь и немного поспать. Эффективный отдых повысит вашу работоспособность.
свернуть
Нам не раз приходилось сталкиваться с подобными проблемами, которые отбирают массу сил и нервной энергии. Каждый из нас на опыте убед ился, что чем лучше подготовился, чем больше знаешь, тем и волнуешься меньше... А знаете ли вы, что существует обратная зависимость между уровнем интеллекта и показателями тревожности, возникающих накануне важных для человека событий? Чрезмерная мотивация еще более усиливает нашу тревогу. Интеллектуальная же деятельность позволит правильно оценить ситуацию, рассчитать силы и сориентироваться в условиях неопределенности... А еще она поможет освободиться от чрезмерного напряжения. Почему?
Интеллект – это сложное и насыщенное явление психики, включающее в себя целый набор психических процессов: скорость мышления, память, эрудицию, или общую осведомленность, легкость переключения внимания и многое-многое другое. На плохую память часто жалуются, но на плохой интеллект – никогда! Вот почему важно развивать не столько память, сколько мышление. Это особенно чувствуется в ситуации экзамена. Если мы не распределили силы перед экзаменом, прогнозы его исхода будут самыми неопределенными и мы окажемся во власти психической напряженности или стресса до тех пор, пока ситуация как-нибудь не разрешится. Пусть даже провалом...
Неопределенность, вызванная дефицитом информации, негативно скажется на всей нашей деятельности. Когда к этому добавится дефицит времени, или цейтнот, стрессовая ситуация может стать угрожающей: для здоровья, для чувства собственного достоинства, для положения в обществе...Когда же мы, наконец, понимаем, что не контролируем ситуацию, появляется страх, парализующий волю, мышление и даже мышцы... Мышечный блок еще более усиливает страх, образуя замкнутый круг.
Переживание страха – состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям – иными словами к тому, что приводит к ослаблению защитных сил организма, повышенной секреции эндокринных желез, обеспечивающих адаптацию к стрессам (например, адреналину), что собственно и отравляет наш организм. Раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных... А на экзамене страх получить неудовлетворительную оценку, потерять уважение окружающих или показаться смешным тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение.
С самого утра нужно закреплять настрой творческой активности и планомерно отключать себя от вредных привычек: злобы, чрезмерной суетливости, пассивности, а также от курения и других вредных привычек...
Позитивный настрой – источник добрых эмоций, а мудрая улыбка – генератор творческой энергии. Но, если мы готовились в спешке, заучивали сложные формулы и постулаты, в суете собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать... Теперь мы только в спешке можем что-то вспомнить, потому, что в спешке и запоминали.
Можно ли ожидать других темпов подготовки к экзамену, если мы приступаем к изучению предмета как раз перед самым экзаменом? У многих ответ готов: зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки (что тоже полезно) или надеяться на счастливый билет! Лишь у самой двери той комнаты, где сидят «монстры-экзаменаторы», появляется дрожь в коленках – это реакция на страх – и тогда понимаешь, что не готов!
Подогреваемые советами друзей, которые наверняка все знают, мы разочаровываемся... в себе. У нас начинает формироваться комплекс неполноценности, когда понимаем, что несомненно хуже всех... Комплекс неполноценности – пренеприятный аккомпанемент неуверенности, он обязательно возникает у того, кто переутомился, не сумел подготовиться морально, даже если хорошо усвоил сам предмет.
Тогда являешься на растерзание экзаменационной комиссии с опухшими от бессонных ночей глазами, неуверенно выбирая билет и бормоча его номер, и все мысли куда-то спарились, кроме одной; похожей на доминанту: скорее бы все это закончилось! А бодренькие одноклассники, что ругали жестокостью комиссии, что-то уверенно вещают и еще больше вгоняют нас в комплекс. Комплекс неполноценности – самое плохое, что могло придумать наше сознание. Он даже сам по себе гипнотизирует окружающих, заставляя их увидеть все наши недостатки... Советуем вам срочно от них избавиться! Первым шагом на пути к истреблению комплексов будет ваша уверенность.
Уверенность хотя бы в чем-то, пусть даже в завтрашнем дне. Неуверенность, временно возникающая из-за ограниченных возможностей нормально действовать, часто бывает обусловлена переутомлением. Чтобы избежать неуверенности, следует выходить на подиум свежим и отдохнувшим. Помните, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! И чем важнее для вас экзамен, тем больше моральных сил вам понадобиться, и тем больше надо спать. Только во сне в нервных клетках образуется тигроидное вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования. Оно так называется потому, что под микроскопом похоже на раскраску тигра. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики. Поэтому если вы почувствовали усталость, сильную сонливость, лучше отдохните! А вместо судорожных и бессмысленных повторений прочитанного материала, дайте своему мозгу установку: сохранить информацию. И спите себе спокойно! Именно во сне происходит переработка всей накопленной за время бодрствования информации, которая сортируется и укладывается поглубже, подобно тому, как мы укладываем книги на полках, – и сохраняется в долговременной памяти.
Случается, что мы не можем уснуть из-за комплекса «не до», когда нам все еще кажется, что не дочитал, недоучил, не доповторил и вообще недопонял. И если вовремя не остановиться, силы и время, потраченные на подготовку к экзамену, не дадут желаемых результатов, тогда бессонница, переутомление, и снова неуверенность... А может мы неэкономно распределили время, отведенное на подготовку к экзамену? Тогда распределите его равномернее! А материал разбейте по главам, темам, количеству килобайт информации – как хотите! Но обязательно оставьте один день на повторение материала.
День, а не ночь! Ведь до экзамена всегда не хватает именно одного дня. Так вы избежите цейтнота и его непредсказуемых последствий. Не готовьтесь к экзамену в спешке, и помните, что всегда лучше меньше..., чем ничего! Случается, что мы переутомляем свой мозг бессмысленным повторением, когда сами того не замечая, вместо осмысления материала, начинаем его попросту зубрить... Вернувшись к нему через время, ничего не можем вспомнить. И учим заново, спешим, волнуемся.
Появляется порочный круг зубрилы. Выученный наизусть материал, к сожалению, не будет полезен там, где понадобится решить задачу или ответить на дополнительный вопрос. Ну, если, конечно, вы не собираетесь его декламировать как стихи. Тогда десятка обеспечена. Представляете химия в стихах! Или математика! (У учителей этих дисциплин юмора должно хватить).
А если вас успокоит учебник под подушкой, когда вы укладываетесь спать, то пусть он там лежит, если конечно не давит затылок. Но не учите во время еды: на экзамене вас кормить не будут (экзамен – не дрессировка!). Все равно организм будет настроен на переваривание пищи, а не информации. Наши предки говорили: Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память... Так что умейте отдыхать от информации, хотя бы во время еды и сна! И не спешите охватить всю программу сразу, за один день. Да и сам экзамен – чудесный пример эффективного усвоения некоторой части учебного материала. Иногда свои экзаменационные билеты и ответы на них мы будем помнить всю жизнь...
А еще не приглашайте накануне экзамена друзей в гости, даже если они согласятся писать за вас шпаргалки. Лучше учить самостоятельно, а повторять уже вместе. И не рекомендуется также запомнить сразу все. Ничего не получится! Мы все равно ограничены возможностями оперативной памяти. Ученый-психолог Миллер, сравнивая память с кошельком, куда можно положить ограниченное количество денежных единиц (не более 7-ми, 8-ми, 9-ти), установил, что человек может запомнить и повторить только 7 плюс минус 2 символа. По этой причине мы короткое время можем удерживать в памяти номера телефонов, адреса, имена события, любые 7 цифр или букв, до тех пор, пока они не запомнятся... или не забудутся. При этом для памяти не важно, какие деньги мы положим в кошелек: доллары или центы. Если объединить эти простые символы (центы) в сложные, более насыщенные информационные единицы, например, буквы – в слова, слова – в предложения, а предложения – в мысли и увязать их с помощью образов, то объем информации существенно сократится. Для этого понадобится не память, а логическое мышление, которое и позволит нам выделить общее для этих символов. Поэтому после повторения 7-9-ти символов (новых слов, чисел и т. п.) делайте небольшие паузы. За это время ваш мозг сохранит информацию даже без вашего прямого участия. Слишком длинный ряд символов, например, случайных чисел, в оперативной памяти не сохраняется. В этом случае мы имеем дело с законом Края, когда запоминаются только первые и последние символы в ряду, а середина – пуста, забыта. Можете сами это проверить. Думайте, прежде чем отвечать. Кроме того, нам должно быть интересно, тогда и работа спорится. Мы почему-то запоминаем тот номер телефона, владелец которого нам нужен или нравится. И вряд ли забудем интересную и нужную для нас книгу. Некоторые, номера или адреса, наоборот, ну никак не укладываются в памяти. Именно поэтому учиться нужно с интересом. Постарайтесь сделать изучаемый материал для себя интересным, найти в нем то, что может оказаться когда-нибудь нужным и полезным. Ищите информацию самостоятельно, тогда она лучше усваивается. Осмысливайте ее.
А еще никогда не бойтесь учителя! Главное, с первого же момента подготовки к экзамену, рассчитывайте только на десять баллов, независимо от ваших прошлых заслуг. А чем это вы хуже других?! Обязательно обеспечьте себе запас для снижения оценки. А рассчитывая на десять баллов, не ставьте ее целью всей вашей жизни, лучше представьте, какая у вас появится возможность на экзамене высказаться, проявить свою эрудицию и способности, и, наконец, похвастаться! Обязательно сохраняйте свою индивидуальность: не сравнивайте себя с другими, особенно, перед экзаменом.
И не реагируйте на нелицеприятные замечания окружающих относительно ваших знаний, внешности, способностей и т.п. Вам виднее! Перед тем, как идти на экзамен, никогда не прислушивайтесь к жалобам одноклассников, обиженных на всю экзаменационную комиссию. Отвечая на вопросы, старайтесь не вспоминать, а думать: пробелы в памяти заменит удачно обоснованная мысль. Будьте спокойны при подготовке, ведь вашей жизни ничто не угрожает! Помните об успехах! Любите и уважайте себя как личность, единственную и неповторимую, способную преодолеть любые трудности, а не только сдать экзамен. Сдав экзамен, не спешите освобождаться от груза полученных знаний, возможно, они пригодятся вам в будущем. Но не следует и относиться к своей памяти, как к чердаку, заполненному разным хламом. Делайте, как советовал Шерлок Холмс, периодическую уборку этого хлама...
На экзамене, а затем и на всю жизнь сохраните уверенность в себе. Уверенность в себе, писал Ф. Шиллер, – основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силу, чтобы действовать. С этим чувством подойдите ко всем жизненным проблемам, например, взаимоотношениям с родителями. Если они вас не понимают, как это часто бывает, постарайтесь спокойно и уверенно изложить свои претензии и пожелания. Может быть, перечисленные выше советы помогут вам найти язык взаимопонимания. Тогда вместе прочтите
Советы родителям:
Уважаемые родители! Сыном или дочерью следует интересоваться не только накануне экзамена, или когда уже принесена оценка. Полезно замечать их и в другие периоды жизни...
Педагог-психолог В.В. Пиликевич
свернуть
Часто бывает так, что во время изучения какого-либо предмета появляются посторонние мысли, хочется отвлечься и т.д., особенно когда предмет не из любимых. И в этом случае необходимы дополнительные методы, помогающие сконцентрировать внимание:
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал весь организм. Для того чтобы глаза отдохнули, можно выполнить ряд упражнений:
свернуть
Ваши действия на экзамене.
Важно успокоиться непосредственно перед входом в кабинет. Для этого прекратите волнительные разговоры с товарищами. Вспомните и воспроизведите мысленно что-то приятное, не относящееся к экзамену, – например, как вы летом ездили отдыхать на юг и купались в теплом море.
Непредвиденные ситуации:
Рассматривайте экзамен как ситуацию совместной работы, общения с экзаменатором.
Держитесь уверенно, помните о хорошей осанке, улыбайтесь и настройтесь доброжелательно по отношению к экзаменатору. Поддерживайте зрительный контакт с ним.
При ответе на экзамене учитывайте, что слишком оживленная мимика и жестикуляция, громкий голос мешают слушающему сосредоточиться, однако и вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может разочаровать экзаменатора. Соблюдайте меру во всем.
Итак, вы готовы! Вы собраны! Вы уверены в своих знаниях!
Помните, что вера в успех – это половина успеха!
свернутьУспешность на экзамене зависит не только от содержательной, но и от психологической готовности к нему. Необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо – происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, это плохо. В этом случае можно использовать приемы, которые помогут справиться с волнением.
Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен: «Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы». «Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Во-вторых, освойте несколько психологических упражнений. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.
Упражнение 1.
Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен». Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая». Снова повторите: «Я спокоен». После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая». Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но «тяжелеют» при этом ноги.
Упражнение 2.
Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.
Упражнение 3.
Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок».
Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в правой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь.
Мысленно рисуйте себе картину уверенного ответа. Последние 10-12 часов перед экзаменом важно использовать на восстановление организма.
Вечером перед экзаменом погуляйте, займитесь чем-нибудь приятным и отвлечённым. Ночью следует хорошо выспаться.
Перед экзаменом рекомендован лёгкий завтрак. После плотного завтрака вам захочется поспать, а не идти на экзамен.
свернутьВ период подготовки к вступительным испытаниям и сдачи экзаменов дети испытывают большое физическое и психологическое напряжение. В это время им как никогда нужна поддержка и помощь родителей.
Важно правильно организовать питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть сбалансированным, разнообразным, с достаточным количеством фруктов и овощей. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу мозга. Также полезен шоколад.
Уделяйте ребенку больше внимания. Будьте мягче с ним и не столь категоричны в суждениях. Когда ребенок рассказывает вам о своих тревогах и волнениях, не комментируйте их, а поддерживайте его словами: «В нужный момент ты все вспомнишь. Я верю в тебя». Полезно рассказать историю об успешной сдаче экзамена из своей жизни.
Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «взорваться». Если вдруг оказалось, что отсутствует какой-то необходимый материал для подготовки к экзамену, не упрекайте ребенка в безответственности. Скорее всего, это случайность, лучше найдите недостающий источник, пока ребенок работает с другим материалом. И ваш сын или дочь будут благодарны вам.
Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, – это не трагедия.
Помогите ребенку правильно организовать процесс подготовки к экзаменам. Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к., кроме вас, никто не сможет вовремя заметить ухудшение состояния его здоровья, вызванное переутомлением. Постарайтесь создать доброжелательную атмосферу в семье.
Педагог-психолог В.В. Пиликевич
свернуть
А) переключайте и концентрируйте внимание на нестрессовом информационном канале (например: при ссоре в автобусе – “какой хороший фильм я посмотрел(а)”, т.е. отключение от стрессового источника);
Б) если вы непосредственно в конфликте, например: начальник - подчиненный (вы), то постарайтесь переключить информационный канал, обратив внимание на цвет костюма, волос, глаз, запах, голос, мимику, жесты и т.д.; делая вид, что вы внимательно слушаете, при этом сожмите слегка руку в кулак и мысленно посылайте в него все отрицательную энергию, идущую от вашего собеседника. Постарайтесь ощутить, как в кулак входит холод и тяжесть отрицательной информации. Затем (после всего) резко разожмите кулак и слегка встряхните рукой. То освобождает от отрицательной стрессовой информации и негативных эмоций;
В) вращение, во время стрессовой ситуации, в руках любого предмета.
У вас может возникнуть к себе вопрос: “Чего от меня хотят люди?” Вы чувствительны (возможно) к критике в свой адрес. Вы думаете, что окружающие хотят видеть вас совершенным и безупречным (возможно).
Но дело в том, что каждый человек больше занят собой и вовсе не собирается тратить свое время на вынесение вам суждений. Это нужно осознать. Тогда у вас появится интерес к другим людям. Вы увидите, что окружающие не меньше вас ранимы и чувствительны. Они тоже нуждаются в вашем одобрении и поддержке. Полюбите их и меньше размышляйте о том, осуждают они вас или нет.
Хочешь быть спокойным? Не расстраивайся из-за многих вещей, не занимайся ненужными делами, не поддавайся гневу.
Помни о том, что
“печали вечной в мире нет, и нет тоски неизлечимой”
А.Н.Толстой
свернуть