Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Узденская районная гимназия"
"От знаний - к совершенству личности"
Профилактика насилия в семье
Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье:
Что понимается под насилием в семье?
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:
Причины насилия в семье
Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:
Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:
Виды и признаки насилия в семье
Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.
Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.
Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.
Механизм возникновения домашнего насилия
Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:
Стадии насилия в семье
При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.
К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта.
Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.
Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)
Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:
- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;
- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;
- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;
- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;
- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).
- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.
Насилие в семье – куда обращаться?
Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда.
Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.
Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания в "кризисной" комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.
За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.
В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.
Услуга предоставляется бесплатно.
За консультацией и конкретными видами помощи (временный приют, юридической, психологической и др.). Вы можете обратиться в государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Узденского района»
Тел.: 80292513008, 68-6-45
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ
Общенациональная горячая линия
В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-88-01. Время работы с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь.
Республиканская телефонная горячая линия
по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию 8-801-100-16-11.
ГУО «Узденский районный социально-педагогический центр»
Тел.: 53-8-49.
В медицинские учреждения
по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
В правоохранительные органы
по телефону 102 (круглосуточно). Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
ГУО «Узденская районная гимназия», тел.: 66-2-47
педагог-психолог: Пиликевич Вероника Валерьевна;
педагог социальный: Литвиненко Татьяна Александровна.
МЕРЫ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
предусмотрены в Республике Беларусь в соответствии с законодательством.
Против жизни и здоровья
убийство (ст. 139 УК);
умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);
умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);
истязание (ст. 154 УК);
умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);
Против половой неприкосновенности или половой свободы
изнасилование (ст. 166 УК);
насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
Против личной свободы, чести и достоинства
незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);
угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);
оскорбление (ст. 9.3 КоАП);
мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).
ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.
Защитное предписание может запретить:
предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье;
посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;
общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.
Защитное предписание может предписать:
временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.
Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.
Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.
Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких.
свернуть
Педагогам о воспитании и обучении детей – меланхоликов
(материалы психолого-педагогического информирования)
Бережный, гуманно-личностный подход к ребенку-меланхолику, наиболеесоответствует его способностям и дает высокие воспитательные результаты. Вобстановке жестокой требовательности, категоричности и строгости такие детитеряются, проявляют скованность, тревожность, активность ихзатормаживается.
Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки.Непонимание воспитателем индивидуальных особенностей данных детейнередко приводит к неправильным оценкам: их считают ленивыми,пассивными, неспособными. Делают им замечания при всех, даютотрицательные оценки. Все это усиливает развитие у детей неуверенность всвоих возможностях. Дети-меланхолики часто выпадают из сферы особоговнимания воспитателя, т. к. не нарушают порядок, ведут себя незаметно. Темсамым они лишаются той поддержки взрослого, без которой невозможнополноценное развитие личности.Детям целесообразно поручать такие дела, с которыми они справятся.Большое значение для таких детей имеют близкие контакты своспитателем, родителем, задушевные беседы. Они помогают ребенку статьболее коммуникабельным, развивают способности к взаимодействию.
Педагогам о воспитании и обучении детей-сангвиников
Предмет особого внимания воспитателя – формирование умения доводить начатое дело до конца, не допускать развития привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность.
К данным детям можно предъявить повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново и самому оценить полученный результат. Не следует поддерживать стремление детейсангвиников к слишком частой смене деятельности, полезнее попытаться углубить интерес к тому или иному занятию, показать его новые, привлекательные стороны, направить активность на освоение более сложных умений и навыков. Важно подбодрить настойчивость таких детей, их старательность, целеустремленность. Постоянно повышая требования к детям, можно добиться устойчивости поведения и результативности деятельности.
Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней обеспеченности в отношении к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой сменой привязанностей.
Уравновешенный сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособлением.
Ни в коем случае нельзя считать, что сангвинический темперамент - гарантия правильного и гармоничного развития. Нет! Длительная психотравмирующая ситуация (пьянство, ссоры, распад семьи) с одной стороны и изнеживающее воспитание, оранжерейная обстановка, воспитание по типу «кумир» семьи с другой стороны, могут расшатать нервную организацию ребенка сангвиника.
Педагогам о воспитании и обучении детей - флегматиков
Таких детей нельзя торопить, т.к. постоянное поторапливание излишне нервирует их и может привести к еще большей скованности, потери инициативы. Им не надо делать замечания относительно их деятельности, чтобы не привести к развитию у детей-флегматиков неуверенности в своих силах, а у сверстников создать чувство превосходства над ними и соответствующее отношение.
Задача воспитателя – способствовать развитию уверенности в силах, создавать условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе, развивать самостоятельность. Использовать приемы опережающего воздействия, т.е. заблаговременно напоминать о необходимости подготовиться к работе, сроках выполнения.
Такие указания помогают ребенку вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело.
Использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребенка к более активным и целенаправленным действиям. При воспитании детей-флегматиков важны спорт и подвижные соревновательные игры.
При воспитании детей-флегматиков есть одна опасность. Привычки, которые вырабатываются у таких детей приобретают, в конце концов исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому их режим, привычки, привязанность должны быть основательно продуманны родителями. Перевоспитание детей с флегматическим темпераментом – трудное занятие для родителей и нелегкое для ребенка.
Неуспевающими и нервными флегматики становятся, когда родители, а иногда и педагоги, неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность, более того – попрекают или даже смеются над их «тугодумием».
Флегматик в одних условиях становится холодным и расчетливым, стяжателем, единственная цель жизни которого – накопление денег, а в других – добросовестным, увлеченным своим делом работником.
Педагогам о воспитании и обучении детей-холериков
Общаясь с таким ребенком, необходимо умело использовать задорность, активность и зажигательность этих детей. Они могут стать великолепными помощниками учителя во внеклассной работе, да и в классе помощь учителю даст необходимую разрядку их повышенной активности и подвижности. Хуже если этих детей пытаются «переломить». Особенно быстро реагируют холерики на различные запреты, связанные с ограничением двигательной «свободы». Когда активность таких детей пытаются сдержать, возникают непримиримые противоречия между потребностями ребенка, обусловленными его НС и представлениями родителей о том, как должен вести себя «хороший ребенок». Очень часто эти «непримиримые противоречия» приводят к «поражению» ребенка и нервному срыву, к развитию нервного заболевания, к превращению холерика в чрезмерно подвижного неуспевающего ученика. Задача учителя не в том, чтобы чрезмерной строгостью и ограничением активности перегружать и без того слабые тормозные процессы, а в правильной организации его образа жизни. Главное – дать полезное направление выходу детской энергии. Таких детей часто приобщать к интересным и полезным делам, организовывать спокойную деятельность для укрепления тормозных процессов (ручной труд, рисование, конструирование), использовать приемы сдерживания активности (не спеши, подожди, подумай), поставить в позицию обучающегося учителя (расскажи, покажи, проверь).
Ребенок-холерик легко перевозбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его, приучать ребенка выполнять общепринятые нормы. Говорить спокойно, учитывать интересы других, уступать.
При воспитании чрезвычайно важны спорт и подвижные соревновательные игры, т.к. они помогут таким детям направить в нужное русло свою неуемную энергию.
Материал подготовлен педагогом-психологом Пиликевич В.В.
свернуть
Распознавание суицидального риска
и оказание поддержки учащимся
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация).
Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.
К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.
Существуют различные признаки и ключи, указывающие на опасность. Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:
Факторы повышенного суицидального риска можно разделить на экстра- и интроперсональные.
Антисуицидальные факторы:
Основные суицидальные мотивы (С.В. Бородин и А.С. Михлин):
Лично-семейные:
Состояние здоровья:
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
Конфликты, связанные с работой или учебой.
Материально-бытовые трудности.
Другие мотивы.
Как заметить надвигающийся суицид?
Суицидально опасная референтная(значимая) группа:
Признаками эмоциональных нарушений являются:
Внешний вид и поведение подростка, подверженного суицидальному риску:
Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.
Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.
Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.
Профилактика и коррекция:
Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д., поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности. Овладение навыками практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха (может быть основано на тренинге поведенческих навыков).
Рекомендации педагогам
Суицидальное поведение является следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.
Таким образом, родителям и педагогам в целях профилактики суицидального поведения рекомендуется:
Для успешного взаимодействия с учащимися, склонными к суицидальному поведению, невротичными, дезадаптированными важно опираться на внутренние и внешние ресурсы подростков, чтобы гармонизировать их эмоциональное состояние. Ресурсы (средства решения проблем) - это те сильные стороны человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодолеть кризис с позитивным балансом.
Внутренние ресурсы: инстинкт самосохранения, интеллект, социальный опыт, коммуникативный потенциал, позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы: поддержка семьи и друзей, поддержка педагогов и специалистов СППС, стабильность в учебной деятельности, принадлежность к молодежному объединению (союзу), приверженность религии (конструктивному неформальному молодежному объединению), медицинская помощь, индивидуальная психолого-педагогическая программа сопровождения.
Вероника Валерьевна Пиликевич,
педагог- психолог гимназии
В информировании использованы материалы по
профилактике суицидального риска (составитель: Сакович Н.А.)
свернуть
Что такое синдром дефицита внимания (СДВ)
Нет простого решения, как обращаться с ребенком с СДВ дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия зависит от знаний и упорства родителей.
Необходимы: систематизация, воспитание, поощрение.
Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы. Удостоверьтесь в том, что проведено соответствующее обследование, и продолжайте задавать вопросы, пока вы не будете уверены.
Найдите знающего специалиста, с которым вы можете советоваться (школьный психолог, детский психиатр, социальный работник, педиатр и т.д. – должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВ, наблюдал многих детей с СДВ, знал об их поведении в классе и мог доступно объяснить). Убедитесь в том, что учителя работают вместе с вами.
Не бойтесь просить о помощи.
Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Составляйте списки. Таблица или список неоценимо помогут ребенку, когда он теряется в том, что ему надо сделать. Ему необходимо напоминание, предварение, повторение, направление, границы, систематизация.
Запишите их на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
Записывайте указания. Проговаривайте их. Людям с СДВ нужно слышать одно и то же более одного раза.
Так вы можете одним взглядом "вернуть" ребенка с СДВ "к реальности". Делайте это чаще. Взгляд может пробудить ребенка от грез или успокоить.
Это не наказание. Границы сдерживают и успокаивают. Делайте это последовательно, уверенно и просто. Не вступайте в сложные, силовые дискуссии о справедливости. Такие дискуссии и споры только отвлекают. Держите все под контролем.
Повесьте список на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этому списку. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает. Помогите детям составить их собственный распорядок дня после школы, чтобы избежать одного из признаков СДВ - откладывания дел на потом.
Объявите заранее, что должно произойти, затем несколько раз предупредите дополнительно по мере приближения к моменту измененного действия.
Позволяйте ребенку выйти на короткое время из комнаты, если ему это необходимо и поможет прийти в себя. Так он научится таким важным вещам, как самоконтроль и саморегуляция.
Она помогает сохранить их на правильном пути, позволяет им знать, чего от них ожидают и достигли ли они поставленных целей, а также сильно поощряет и поддерживает. Отмечайте любые положительные поступки, даже самые малые, и говорите ребенку, что вы думаете.
Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".
Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными. Вносите новизну. Людям с СДВ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
Подобно чайнику на плите, дети с СДВ могут "перекипеть". Вы должны быть способны вовремя и быстро "притушить огонь". Наилучший способ справиться с беспорядком – это в первую очередь предотвратить его.
Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". Одним из наиболее разрушительных аспектов СДВ является не сам дефицит внимания, а вторичный ущерб, наносимый их самооценке. Поэтому "поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
У них нередко есть проблемы с т.н. "активной памятью" (Мел Левин), которая представляет собой как бы свободное пространство на столе нашей памяти. Любые маленькие трюки, которые вы можете придумать, - намеки, рифмы, коды и т.п. – могут весьма помочь улучшить память.
Поскольку для большинства детей с СДВ наглядный метод лучше звукового, вы можете одновременно записать то, что вы говорите или собираетесь сказать. Такой вид систематизации может весьма помочь и расставит понятия по своим местам.
Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребенок поймет. Используйте колоритную речь. Так же, как и цветное кодирование, колоритная речь помогает сохранить внимание.
Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
Ничего не подразумевайте и ничего не предоставляйте случаю.
Система баллов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений младших детей. Многие из них – маленькие предприниматели.
Многие дети с СДВ кажутся равнодушными и эгоистичными, тогда как на самом деле они просто не научены взаимодействию. Это умение не всегда приходит само по себе ко всем детям, но его можно воспитать.
Если у ребенка есть трудности в понимании социальных намеков, таких как язык жестов, выражение голоса, выбор времени и т.п., - к примеру, скажите: "Прежде чем ты расскажешь свою историю, попроси сначала послушать историю кого-то другого".
Мотивация улучшает СДВ.
Давайте детям возможность придумать самим, как помнить о том, что надо сделать, или позволяйте им скорее попросить вашей помощи, чем вы скажете им, что они в ней нуждаются.
Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
Для этого вы можете использовать тишину или легкое постукивание палочкой. Держите ребенка во времени, указывайте на вещи, которые надо сделать, по мере того, как вам нужна его помощь.
28.Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.
Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
30.Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения".
Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся.
Материал подготовила педагог-психолог Пиликевич В.В.
ГУО «Узденская районная гимназия»
свернутьРекомендации по организации общения с тревожными (замкнутыми) детьми
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия – за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к СУИЦИДУ (самоуничтожение). Внушаемы.
Подготовила:
педагог-психолог ГУО «Узденская районная гимназия»
Пиликевич В.В.
свернуть
Рекомендации педагогам по работе с детьми с нарушениями
эмоционально-волевой сферы
Подготовила:
педагог-психолог ГУО «Узденская районная гимназия»
Пиликевич В.В.
свернуть
Рекомендации педагогам по работе с тревожными детьми
Тревожность определяется как устойчивое отрицательное
переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со
стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.
Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на занятиях.
Рекомендации педагогам:
Педагог-психолог В.В. Пиликевич
свернутьРекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
Небольшой процент педагогов выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Что касается причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие:
Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.
Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.
Общая картина эмоциональных, волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, представлена следующими качествами: раздражительность, разочарование, обида, досада, апатия, подавленность, беспомощность, угнетенность, опустошенность, горечь, отчаяние, конфликтность, стресс, безысходность.
Профессиональная деформация в педагогической деятельности
В узком смысле профессиональная деформация (ПД) — это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Самое большое влияние на возникновение ПД оказывают специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.
При адаптивной деформации происходит пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате у человека формируется высокий уровень конформизма, он безоговорочно перенимает принятые в организации модели поведения.
При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.
При крайней степени профессиональной деформации, которую называют профессиональной деградацией, личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Фазы и симптомы стресса
Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональном сгорании налицо все три фазы стресса.
Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственности, трудные клиенты. Симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.
Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей, то есть выборочного выполнения профессиональных функций.
В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических нарушений.
Профилактика стресса
Тем не менее можно попытаться предпринять профилактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
Если синдром эмоционального сгорания является неотъемлемым атрибутом личности руководителя или менеджера, то возникает необходимость профессиональной психологической помощи.
Материал подготовила педагог-психолог Пиликевич В.В. ГУО
«Узденская районная гимназия»
Если Вы прочли эту информацию до конца,
значит, этот вопрос Вас
по-настоящему заботит…
Приглашаю Вас на консультацию обсудить проблему
профессионального выгорания и его профилактики,
а главное…
узнать, что ВЫХОД ЕСТЬ!
Всегда в Вашем распоряжении
(с 09.00 по 17.00 понедельник - пятница)
педагог-психолог
Пиликевич
Вероника Валерьевна
свернуть
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Личность формируется под влиянием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, труд). В качестве предпосылок при этом могут выступать, наследственность, врождённые свойства организма. Движущей силой развития являются разнообразные противоречия. Они возникают, например, между потребностями человека и условиями их удовлетворения, между требованиями общественной среды, взрослых и возможностями ребёнка, между самими потребностями.
Создание психоэмоционального комфорта на уроке предполагает прежде всего взаимопонимание между учителем и учеником. Здесь необходимо учитывать педагогу следующие важные моменты:
Рассмотрим подробнее перечисленные выше составляющие, определяющие успешность взаимодействия в диаде «учитель-учащиеся».
Восприятие педагога. На восприятие другого человека заметное влияние оказывает профессия и характер воспринимающего. В этом отношении показательны результаты исследования А. А. Бодалёва. Он предлагал учителям охарактеризовать учеников, с которыми они работают. Оказалось, что учителя склонны фиксировать те качества личности, с которыми связано прежде всего решение педагогических задач. В связи с этим у педагога формируется одностороннее представление об ученике. Кроме того, среди педагогов распространена тенденция к инертности первого впечатления – сохранению однажды сложившегося представления об ученике. На формирование представления учителя об учащемся влияет его стиль руководства, общения с учащимися. Например, «авторитарные» учителя больше обращают внимание на сформированность таких качеств у учащихся как организованность, дисциплинированность, не дооценивая при этом такие качества как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим.
Восприятие учащихся. Неуспех в учении влияет на отношение учащихся к учителю. У большинства таких школьников постепенно формируется представление об учителе как о человеке, приносящем много неприятностей. Наблюдается искажённое понимание требований учителя. Положительное отношение к учителю наблюдается лишь у тех учащихся, у которых слабые успехи в учении не вызывают отрицательных переживаний. В исследованиях М.Ф. Хижуковской была проведена оценка успешности труда педагога учащимися. Наиболее желательными качествами учителя были признаны (в порядке убывания):
Важным условием формирования правильного взаимопонимания педагогов и учащихся являются представления первых о том, как понимают их учащиеся. Воспитательное воздействие более эффективно тогда, когда педагог смотрит на себя и свои действия (оценивает их) как бы глазами учащихся. Благодаря этому педагог может более полно представлять позицию ученика в той или иной ситуации.
Учёт возрастных закономерностей и особенностей личности учащихся. Зная личностные особенности учащихся и возрастные закономерности развития, учитель может делать существенные поправки в своём восприятии и понимании отдельного ученика. Для каждого возраста характерны свои особенности.
В младшем школьном возрасте впервые появляются произвольность психических процессов, способность составлять внутренний план действий (действовать с помощью понятий в уме). Наиболее значимой фигурой становится личность учителя, он – главный для него авторитет. Одноклассников он воспринимает «через учителя», через его оценки, отношение к ним.
В подростковом возрасте появляется чувство «взрослости», сильно выражена потребность в общении со сверстниками, стремление занять своё место среди них, ориентация на нормы и требования, принятые в группе ровесников. Во взаимоотношениях со взрослыми наблюдается «кризис», который нередко выражается в негативизме. Ситуацию общения со взрослыми подросток часто воспринимает как конфликт, а самого взрослого как препятствие в осуществлении потребности в неформальном общении, равноправном и уважительном отношении к себе. В поведении подростков в фрустрационной ситуации, как показали исследования Т.П. Гавриловой и Е.В. Фетисовой, преобладают внешнеобвиняющие реакции над самообвиняющими: причину сложившейся неблагополучной ситуации они чаще видят в окружении, в других людях, чем в себе. Это, естественно, побуждает подростка избегать общения со взрослыми.
В старшем школьном возрасте происходит профессиональное самоопределение, интенсивно развивается самосознание, а с ним и самостоятельность. Повышается ответственность за своё поведение, за своё будущее. Учащийся начинает заниматься самовоспитанием. Особенностью этого возраста является повышенная восприимчивость к нравственным и эстетическим воздействиям. У многих старшеклассников складывается завышенная самооценка и на её основе возникают завышенные притязания. Во взглядах на жизнь, на человеческие отношения наблюдается максимализм.
Педагогу необходимо помнить, что в различные возрастные периоды учащиеся неодинаково податливы воспитанию и обучению.
Снятие психологических барьеров. Психологические барьеры возникают в процессе общения учителя с классом. Поскольку нарушение взаимопонимания между учителем и учащимся задевает личность последнего, преодолеть психологический барьер крайне трудно. Гораздо легче предупредить его возникновение. Но для этого необходимо хорошо ориентироваться в причинах появления психологического барьера.
Л.И. Божович в качестве таких причин назвала следующие:
Данный список можно дополнить и иными достаточно распространёнными причинами возникновения психологических барьеров:
Эти барьеры неравноценны. Последние два, если они не будут осознаны и устранены педагогом, легко могут вызвать конфронтацию с классом. Часто контакт с классом нарушается в следствие того, что учитель злоупотребляет оценочными суждениями, саркастическими репликами, критическими замечаниями. Основной способ предупреждения психологического барьера – развитие самоконтроля собственного стиля взаимоотношений с учащимися.
Оптимальное педагогическое общение. Такое общение с учащимися является своеобразным толчком для саморазвития и самовоспитания последних. Основными условиями оптимального педагогического общения являются:
Таким образом, гармоничное развитие личности ребёнка в условиях учебно-воспитательного процесса в школе и эффективность последнего, во многом определяется тем, насколько адекватно педагог воспринимает и понимает учащегося, учитывает его личностные и возрастные особенности, контролирует собственные эмоции в процессе общения с детьми, насколько он гибок в своём восприятии окружающего, постоянно изменяющегося мира отношений, ценностей, правил и требований.
Литература:
Подготовила:
педагог-психолог ГУО «Узденская районная гимназия»
Пиликевич В.В.
свернуть
Эмоции в жизни человека
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти и стрессы. Это так называемые чистые эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным является, например, тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, удивление.
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции, закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем, чем выше потребность в своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанные с ней чувства.
Основные эмоциональные состояния
Эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Они отражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение предстоящего действия для ее удовлетворения. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия.
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулирующую его потребность.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его жизни. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные факторы риска при появлении и обострении сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Об эмоциях
Для того чтобы управлять эмоциями, необходимо уметь их распознать.
К отрицательным эмоциям относятся: тревога, страх, сожаление, досада, обида, гнев, злоба, неуверенность, разочарование и т.п. Эмоция возникает из столкновения модели, которую человек «примеряет» к реальности, к поведению другого. Причем необходимо, чтобы этот другой был значимым человеком. В этом случае можно выделить по крайней мере три элемента:
— ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня: как он должен себя вести, если является моим другом (представления об этом складываются в процессе общения);
— поведение этого другого человека, отклоняющееся от моих ожиданий в неблагоприятную сторону;
- наша эмоциональная реакция, вызванная несоответствием между ожиданиями и поведением другого.
Обида. Если мы воспроизведем обстоятельства обиды в своей памяти, то всегда сможем выделить вышеприведенные три элемента. Но остается открытым вопрос: «Почему мы обижаемся?» Да просто потому, что считаем, будто другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, мы отрицаем его право на самостоятельные действия. Из стремления запрограммировать другого и проистекает обида. Стоит подумать, почему он не сделал того, что мы ожидали? Если бы мы признали другого самостоятельной личностью, которая сама определяет свое поведение, у нас было бы меньше оснований обижаться.
Стремление программировать поведение другого, эмоциональная реакция на неудачу уходят корнями в детство. Когда ребенок обижается на родителей, он программирует их поведение в соответствии со своими ожиданиями и наказывает их каждый раз за отклонение от этих ожиданий чувством вины. Эта вина побуждает к изменению поведения, и родители делают то, что нужно ребенку. Наша обидчивость — это инфантильная реакция на окружение, воспроизведение детства во взрослом.
При взаимодействии двух людей обида одного обязательно дополняется чувством вины у другого, она апеллирует к его чувству вины. Если же другой не способен на переживание вины, обида становится бесполезной, нефункциональной.
Познание эмоции обиды, таким образом, предусматривает выделение наших ожиданий, понимание их происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого и, наконец, восприятие рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто может это сделать, познает сущность своей обиды. Обида включает умственную агрессию, и это не может не истощать нашу нервную систему.
Вина. Внешне вина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица. Если в обиде чело-
век еще может как-то справиться со своей эмоцией, изменить ожидания, скорректировав их в направлении реальности, приняв другого таким, каков он есть, наконец, простив его, то чувство вины не может быть изменено этими актами души.
Страх. Любая эмоция, в особенности страх, имеет как охранительные, так и регулятивные функции. Страх порождается прогностической способностью ума. Основная функция ума — ориентировка и предвидение. «Здесь и теперь» связано с тем, что было и что будет. Предвидение приятного создает радость, которая превращается в мотивацию. Предвидение страдания создает страх, который может перерасти в бегство. Если же бегство или другие защитные действия неэффективны, то приближение этого будущего стимулирует страх, усиливает его.
Способность предвидения основывается на символизации наших переживаний в прошлом опыте. Неприятная эмоция, пережитая в связи с каким-либо воспринимаемым признаком, знаком, постепенно превращает носителей этих признаков в ключевые объекты, вызывающие определенные переживания и действия. Эти объекты становятся символами переживаний, символами эмоций. Если эти эмоции неприятны, то страх неминуем.
Источниками страха являются:
— предвидение страдания, против которого неэффективна имеющаяся защита;
— осознание того, что первичные средства защиты неэффективны, ведет к возникновению страха даже в отсутствие угрозы, к потере контроля и дезинтеграции поведения;
— «заражение» страхом эмпатическим путем: когда боятся твои близкие или значимые другие или боятся многие, то страх возникает, хотя его не было у тебя лично;
— предвидение потери радости и наслаждения.
Размышления над собственным страхом требуют понимания природы страдания. Виды страдания многообразны, и соответственно существует много видов страха:
— страх, что будет больно, обидно, стыдно, завидно;
— страх, что будет ущемлена гордость, что тебя перестанут любить;
— страх смерти, потери положения, престижа;
— страх, что твои желания будут заблокированы недостатком способностей или случайностью.
Обычно человек редко правильно понимает источник своего страха. Например, студент боится экзамена, хотя материал знает хорошо. Такой страх кажется иррациональным, если не принимать во внимание, что этот страх вызван ситуацией оценивания, которая зародилась у этого человека еще в детстве.
Эмоция страха лежит в основе такой индивидуальной психологической особенности, как тревожность, проявляющаяся «в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения». Однако не надо смешивать понятия «тревога» и «тревожность». Тревога — это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах.
Как правило, высокотревожные люди имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями. Таким людям необходимо заниматься самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет.
Гнев. Так или иначе, но каждый из нас испытывает порой недовольство или гнев. Гнев — хорошая эмоция. Но, не найдя выхода, он остается внутри человека, на уровне тела, и, как правило, трансформируется в болезнь или иные нарушения работы организма. Гнев возникает по той же причине, что и недовольство собой. Когда мы злимся, не чувствуя себя при этом вправе открыто выразить свои чувства, слова ярости застревают у нас в горле. Гнев не покидает нашего тела, и следствием этого является обида, горечь, депрессия. Поэтому неплохо было бы научиться управлять своим чувством в момент его возникновения.
Существует несколько разновидностей позитивного подхода к гневу. Один из лучших — открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. Вы можете сказать: «Я сердит на тебя, потому что...» Второй хороший способ избавления от гнева — это разговор с отражением в зеркале.
Существуют и другие способы выражения гнева:
— громко спеть любимую песню;
— можно поколотить боксерскую грушу;
— попрыгать через скакалку;
— полить цветы;
— быстрыми движениями стереть что-нибудь с доски;
— можно сделать зарядку, поплавать, пробежать несколько кругов вокруг квартала;
— переставить в квартире мебель;
— можно изобразить свои чувства на бумаге, причем левой рукой, если вы правша;
— быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.
Творческий, созидательный процесс — естественный путь высвобождения эмоций.
Уделять внимание чувствам — занятие непривычное в повседневной жизни. Вероятно, влияет воспитание (с самого детства родителями, а затем учителями накладывается табу — запрет на открытое выражение чувств и эмоций ребенком) и обучение в школе, где больше времени уделяется мышлению. Вот почему впоследствии нам легче говорить о том, что думаем, чем о том, что чувствуем. В нашем обществе не принято открыто радоваться, не говоря уже о негативных чувствах, от которых вообще стремятся быстрее избавиться и забыть про них. В случае, когда негативные эмоции не осознаются и подавляются, именно они управляют нашим поведением. И наоборот, осознание негативных эмоций и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.
Способы изменения самооценки
№ п/п |
Содержание |
Пути выполнения |
1 |
Постарайтесь более позитивно относиться к жизни |
Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное |
2 |
Относитесь к людям так, как они того заслуживают |
Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства |
3 |
Относитесь к себе с уважением |
Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые |
4 |
Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе |
Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да — то не откладывайте |
5 |
Начинайте принимать решение самостоятельно |
Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать |
6 |
Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние |
Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости» |
7 |
Начинайте рисковать |
Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика |
8 |
Обретите веру: в человека, в обстоятельства. |
Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите |
Долгое время миф об идеальном педагоге, который никогда не сердится, «не выходит из себя», всегда служит примером, препятствовал осознанию учителем своих негативных чувств, что привело к определенным последствиям: деформации личности педагога.
Выход видится не только в признании присущих нам чувств, но и в умении работать с ними.
В частности, Р. Ассаджиоли предлагает упражнение, которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи:
а) в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически);
б) как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах);
в) как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно);
г) статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);
д) каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно);
е) каково общее настроение (мрачное, напряженное). Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.
АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ
9 профилактических правил для всех и каждого
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.
Если Вы прочли эту информацию до конца,
значит, этот вопрос Вас
по-настоящему заботит…
Приглашаю Вас на консультацию обсудить проблему
эмоционального выгорания и его профилактики,
а главное…
узнать, что ВЫХОД ЕСТЬ!
Всегда в Вашем распоряжении
(с 09.00 по 17.00 понедельник - пятница)
педагог-психолог
Пиликевич
Вероника Валерьевна
свернуть
Релаксационные техники в работе с педагогами
Автоматическая реакция тревоги, согласно теории Г. Селье, состоит из трех последовательных фаз: импульс, стресс, адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль, человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или, если стрессовая ситуация еще не наступила, ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя, для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, снижать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.
Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.
Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела, ладонями вверх. Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.
Примеры релаксационных упражнений
Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.
Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.
Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем вначале. Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится.
Путешествие в прошлое
Вспомните тот период времени, когда вы были совершенно спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с самим собой и с окружающими.
Вспомните все в мельчайших подробностях.
Например, речь может идти о путешествии на море, о походе в горы, об экскурсии.
Вспомните ваши ощущения относительно всех каналов восприятия информации: визуальный (что вы видите), аудиальный (какие звуки вам вспоминаются), кинестетический (что вы ощущаете).
Каждый раз при воспоминании у вас возникают соответствующие ощущения. Скажите себе: этот образ вызывает во мне состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности.
Пусть путешествие в прошлое продолжается до тех пор, пока оно доставляет вам удовольствие. Осуществляйте такие путешествия как можно чаще, когда вам нужно отдохнуть после серьезной травмирующей ситуации или перед трудным делом.
Синдром Джелло
Это техника расслабления мышц.
Суть метода — последовательное расслабление всех мышц тела от пальцев ног до макушки. Представляйте себе, как при расслаблении из вашего тела постепенно уходит напряжение.
Для этого можно использовать визуальный образ вашего тела, собранного из воздушных шаров. Вы последовательно открываете клапаны и начинаете медленно выпускать воздух до тех пор, пока шары не превратятся в полоски. Сначала открывается клапан на ногах, затем на груди, на руках, на шее, на голове.
Полностью расслабившись, медленно и глубоко дышите животом, пока не появится ощущение умиротворенности и покоя.
Второй вариант. В состоянии расслабленности методично напрягайте и расслабляйте каждую группу мышц, концентрируя внимание сначала на напряжении, а затем на расслаблении мышц (соблюдение контрастности ощущений: напряжение — пауза — расслабление).
Можно записать на пленку приведенный ниже текст, чтобы делать под него упражнение.
Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы вашего тела расслабляются.
Сожмите кисти рук в кулаки — расслабьтесь.
Сожмите руки в локтевых суставах до полного напряжения — выпрямите руки и расслабьтесь.
Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.
Сведите лопатки — расслабьтесь.
Нахмурьте брови — расслабьте мышцы лица.
Крепко зажмурьтесь — расслабьте веки.
Плотно сожмите губы — расслабьтесь.
Отведите голову назад — наклоните голову вперед — расслабьте шею.
Выгните спину — расслабьтесь.
Втяните живот, напрягите его — расслабьтесь.
Напрягите ягодичные мышцы — расслабьтесь.
Согните ноги в коленях — расслабьте.
Подожмите пальцы ног — расслабьтесь.
При расслаблении следите за своим дыханием: оно должно быть глубоким и размеренным.
Окоп Трумэна. Притча
Когда Трумэна спрашивали, как он смог сохранить свои жизненные силы, он отвечал: «У меня есть окоп для ума».
Закройте глаза и расслабьтесь.
Представьте себя в каком-нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину этого образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях.
Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в вашем убежище.
Горячий воздушный шар
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.
Постепенно полностью расслабьтесь.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.
Рассмотрите эту картину как можно подробнее.
Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.
Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.
Первая помощь при остром стрессе
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать начальник или кто-то из домашних), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!» — чтобы рез-"ко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.
Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.
Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.
Условия расслабления
Пять советов Бредли Фредерика Данные рекомендации разработаны в США и адаптированы для нашей страны.
Если Вы прочли эту информацию до конца,
значит, этот вопрос Вас
по-настоящему заботит…
Приглашаю Вас на консультацию обсудить проблему
эмоционального выгорания и его профилактики,
а главное…
узнать, что ВЫХОД ЕСТЬ!
Всегда в Вашем распоряжении
(с 09.00 по 17.00 понедельник - пятница)
педагог-психолог
Пиликевич
Вероника Валерьевна
свернуть
АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ
9 профилактических правил для всех и каждого
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.
Если Вы прочли эту информацию до конца,
значит, этот вопрос Вас
по-настоящему заботит…
Приглашаю Вас на консультацию обсудить проблему
профессионального выгорания и его профилактики,
а главное…
узнать, что ВЫХОД ЕСТЬ!
Всегда в Вашем распоряжении
(с 09.00 по 17.00 понедельник - пятница)
педагог-психолог
Пиликевич
Вероника Валерьевна
свернуть
Современная цивилизация порождает кризисные явления в школьной среде. Тревожат антигуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих подростков. Среди подростков и детей усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни.
Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, проституции, преступности.
Многие болезненные и рискованные формы поведения складываются (осваиваются) именно в подростковый период, хотя их причины могли объективно влиять на ребенка и раньше.
Например, подростков часто волнует, соответствуют ли они «норме». Знакомство с проблемой позволит им легко усвоить, что четкое определение нормы отсутствует и в различных отраслях знания о человеке, его организме и поведении существуют свои представления о так называемой норме. Многие подростки осознают, что не могут эффективно адаптироваться (приспосабливаться) к социальным требованиям, но не связывают это с образом жизни, неупорядоченным режимом дня, нерегулярным питанием, употреблением вредных для здоровья веществ. Причины своих жизненных проблем в первую очередь ищут в себе (низкая самооценка), в сфере общения (стремление самоутвердиться), часто — в материальной сфере, но не в образе жизни и не в сфере деятельности.
Часто отклонение от здорового поведения является внешней, видимой причиной конфликтов, под которой коренятся проблемы взаимоотношений в семье и школе. Было бы целесообразно обратить внимание подростка на осознание корней неблагополучия, как истинного, так и мнимого.
Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Поэтому необходимо использовать все возможности педагогики для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Однако условия учебно-воспитательного процесса в школе и собственно педагогического воздействия, способные повысить риск развития у школьников заболеваний, включают три главных фактора: условия обучения, учебную нагрузку, взаимоотношение учителя и ученика.
Современные подростки стали более прагматичными, для них резко возросла значимость материальных ценностей, а для различных категорий трудных подростков — делинквентных, неуспевающих, с аддиктивным поведением — характерно отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временнóй перспективы.
Естественно, что в переходном возрасте, когда происходят существенные изменения во внешности подростков, практически всех их волнуют проблемы привлекательности и соответствия моде в одежде, значимость фактора внешности, причем переживания по этому поводу стали у современных молодых людей более острыми (влияние средств массовой информации, предоставляющих некие «образцы»).
Нередко практикуемое подростками демонстративное поведение (развязность, упрямство, грубость и пр.) или крикливая одежда основной своей целью имеют более или менее осознанное желание привлечь к себе внимание окружающих, и в первые моменты знакомства это может сработать. Но успешность долговременных отношений и взаимодействия людей друг с другом определяются не внешними данными и не ярлыками на одежде, а личностными качествами. К сожалению, взрослые не только не пытаются вытеснять гипертрофированные ориентации подростков на внешние данные, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика детей усиливают у последних чувство собственной неполноценности. Это, в свою очередь, проявляется в замкнутости, необщительности, пониженном настроении, а порой и в депрессии и агрессивном поведении.
Психотравмирующие высказывания допускают не только родители, но и школьные врачи, педагоги, особенно учителя физкультуры, тренеры, хореографы. И поскольку преимущества в группах сверстников более красивых, физически привлекательных начинают проявляться примерно с четырехлетнего возраста, формировать ориентацию на более важные, чем внешность, ценности необходимо своевременно, задолго до начала полового созревания. Тем более что физическая привлекательность не только не обеспечивает стабильного успеха и гармоничности в долговременных отношениях, но может быть даже своего рода фактором риска, поскольку красивые люди привыкли всем нравиться и чаще становятся объектами внимания и попыток завязывания знакомств со стороны других людей.
Как отмечают психологи и педагоги, работающие с подростками, проблемы, возникающие в этой возрастной группе, могут быть обусловлены поисками или трудностями, связанными с удовлетворением основных потребностей:
Ребенку необходима помощь в поиске личностных механизмов регуляции жизнедеятельности, позволяющих успешно разрешать возникающие противоречия. Саморегуляция является тем системным процессом, который способен обеспечить адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности ребенка благодаря использованию внутренних резервов. Она предоставляет ему свободу от обстоятельств, обеспечивает возможность самоактуализации даже в самых трудных условиях. Способность к рефлексии и произвольному управлению собственной деятельностью — показатель гармонии и зрелости личности.
Отсутствие или недостаточная сформированность способности к саморегуляции усиливает директивность актуальных потребностей подростка и связанных с неуспехом в их реализации эмоций, способствует фиксации отрицательного эмоционального состояния в сочетании со стойкими соматическими изменениями в организме. Создается замкнутый круг: неуспех в реализации актуальной деятельности — отрицательные эмоции — защитные автоматизмы — фиксация отрицательных эмоций — неблагоприятные соматические сдвиги в организме — усиление отрицательных эмоций — фиксация болезненных соматических проявлений. Вероятность формирования подобного порочного круга повышается в критических жизненных ситуациях, требующих от ребенка (подростка, юноши) повышенной активности в области саморегуляции. Организуя адекватное социальное окружение, педагог одновременно создает условия для развития у ребенка социальных навыков, способных поддерживать его социальную адаптацию.
Младший школьный возраст.
Агрессивность.
Неуправляемость, непослушность ребёнка – одна из типичных жалоб и учителей и родителей. Чаще всего за такой жалобой стоят следующие варианты развития:
Подготовила:
педагог-психолог ГУО «Узденская районная гимназия»
Пиликевич В.В.
свернуть
Педагог-психолог В.В. Пиликевич
свернуть