Стендовая защита работы
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идее развития, основанной на личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль в разрешении этого вопроса играют творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач, учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством педагога - руководителя исследовательской работы.
Учебное исследование — образовательный процесс, реализуемый па основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики:
Запомни! Исследование — бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача -искать истину, какой бы она не была. Юные исследователи могут изучать самые разные объекты и предметы, например: «поведение одноклассников на переменах», «тепловую карту класса», «прозвища и клички сверстников», «тайны шаровой молнии», «процесс возникновения цифр и их написание», «природу и свойства поваренной соли» и многое другое. Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные авторами гипотезы.
Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». В отличие от исследователя человек, работающий по проекту, твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти, предполагает, какой результат должен получить. Нередко реализация проекта требует проведения исследований. Работающие по проектам, как правило, решают замечательные, но все же более жизненные практические задачи: «изучить проблему бездомных животных в городе и провести акцию в помощь бездомным животным», «изучить значение хлеба в жизни людей, научиться выпекать хлеб по старинным рецептам», «разрешить проблему мусора в городе», «изучить историю своей школы и написать статью в газету» и т.д.
Тематическая классификация детских исследовательских работ и проектов.
Алгоритм исследовательской деятельности младших школьников:
1.Актуализация проблемы.
Цель этапа: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
2.Выбор темы исследования.
Цель этапа: обозначить границы исследования.
Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные — фантастические идеи.
Цель этапа: выбрать адекватные методы исследования.
Цель этапа: зафиксировать полученные знания.
Цель этапа: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
Цель этапа: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
11.Обсуждение итогов завершенной работы.
Алгоритм выбора темы исследовательской работы
младшего школьника.
Структура исследовательской работы.
Темы исследований предлагаются детьми или обсуждаются с детьми.
Проблема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Можно отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые (если таковые есть).