Формирование исследовательских навыков на первой ступени общего среднего образования

Стендовая защита работы


 

Методические рекомендации по организации исследовательских работ младших школьников

развернуть

 

 В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идее развития, основанной на личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль в разрешении этого вопроса играют творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач, учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством педагога - руководителя исследовательской работы.

Учебное исследование — образовательный процесс, реализуемый па основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики:

  • проблемная подача материала;
  • развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование;
  • развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников — (методики сбора материала, сравнения);
  • работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий.

Запомни! Исследование — бескорыстный поиск истины. Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача -искать истину, какой бы она не была. Юные исследователи могут изучать самые разные объекты и предметы, например: «поведение одноклассников на переменах», «тепловую карту класса», «прозвища и клички сверстников», «тайны шаровой молнии», «процесс возникновения цифр и их написание», «природу и свойства поваренной соли» и многое другое. Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные авторами гипотезы.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед». В отличие от исследователя человек, работающий по проекту, твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен прийти, предполагает, какой результат должен получить. Нередко реализация проекта требует проведения исследований.  Работающие по проектам, как правило, решают замечательные, но все же более жизненные практические задачи: «изучить проблему бездомных животных в городе и провести акцию в помощь бездомным животным», «изучить значение хлеба в жизни людей, научиться выпекать хлеб по старинным рецептам», «разрешить проблему мусора в городе», «изучить историю своей школы и написать статью в газету» и т.д.

 Тематическая классификация детских исследовательских работ и проектов.

  • математика, физика, техника;
  • естествознание;
  • гуманитарные знания;
  • обществоведение;
  • искусство.

 

Алгоритм исследовательской деятельности младших школьников:

1.Актуализация проблемы.

Цель этапа: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.Выбор темы исследования.

         Цель этапа: обозначить границы исследования.

  1. Определение сферы исследования (задачи).

          Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

  1. Выработка гипотезы.

          Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные — фантастические идеи.

  1. Выявление и систематизация подходов к решению.

          Цель этапа: выбрать адекватные методы исследования.

  1. Определение последовательности проведения исследования.
  2. Сбор и обработка информации.

Цель этапа: зафиксировать полученные знания.

  1. Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель этапа: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

  1. Подготовка отчета.

Цель этапа: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

  1. Презентация.

Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

11.Обсуждение итогов завершенной работы.

Алгоритм  выбора темы исследовательской  работы

младшего школьника.

Структура исследовательской работы.

 

  1. Темы детских работ выбираются исходя из интересов ребенка, из содержания учебных предметов или близких к ним предметных областей.

Темы исследований предлагаются детьми или обсуждаются с детьми.

  1. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития
  2. Длительность выполнения проекта или исследования в начальной школе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
  3. Целесообразно в процессе работы над темой исследования включать экскурсии, прогулки-наблюдения, опыты и эксперименты, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку  практически  значимых       продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением одноклассников, старших ребят, родителей,  педагогов и руководителей)
  4. Во - первых, необходимо выделить то, что надо изучить — проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

  1. Темадолжна отражать суть исследования, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  2. Необходимо обсудить с ребёнком, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать - это актуальность.
  3. В исследовательской работе педагог должен помочь исследователю сформулировать цель какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат.
  4. В исследовании важно выделить гипотезу.Гипотеза — это предвидение событий, что вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь — она просто не доказана. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными, экспериментом или логическими соображениями.
  5. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.
  6. В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
  7. Затем описывается методикаисследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
  8. Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

Можно отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые (если таковые есть).

  1. Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы - это краткие ответы на вопрос — как решены поставленные исследовательские задачи. Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
свернуть
поделиться в: