Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Узденская районная гимназия"
"От знаний - к совершенству личности"
Жестокое обращение с детьми в сфере семейно-бытовых отношений, половая неприкосновенность.
Педагог-психолог ГУО «Узденская районная гимназия»,
В.В. Пиликевич
Вступление. Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных либо больных детей. Вплоть до конца 19 века считалось, что младенцы и дети нечувствительны, и поэтому не способны эмоционально переживать жестокое обращение и помнить о нём. Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия. Рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей – ведущая причина детского травмотизма и детской смертности во многих странах, и одна из важнейших мировых проблем.
Термин «насилие» означает принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей. К насильственным действиям относят любые действия, которые могут причинить физический, психический или сексуальный ущерб и страдания. Под семейным насилием понимают определённое поведение одного члена семьи по отношению к другому с целью сохранения власти, контроля и внушение чувства страха.
Примерно в 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети, которые могут подвергаться различным видам насилия – физическому, психологическому, экономическому (пренебрежение нуждами ребёнка), сексуальному.
Женщина в данном случае может быть защищена государством, хотя в Беларуси нет специализированного закона, касающегося домашнего насилия. Однако различные виды насилия могут наказываться уголовно или административно.
Специалисты отмечают, что домашнее насилие существует во всем мире и оно вне социального статуса. Оно происходит и в богатых семьях, и в бедных, и в городских, и в деревенских, и у людей с высшим образованием, и нет. Считается, что в бедных семьях чаще встречается физическое и сексуальное насилие, а в обеспеченных – психологическое и экономическое. Причем именно экономическому насилию, по словам специалистов, уделяется незаслуженно мало внимания, а именно оно во всем мире выходит на лидирующие позиции.
Связано ли домашнее насилие напрямую с алкогольным опьянением агрессора? Отнюдь. Оказывается, у многих алкоголь может быть лишь оправданием («выпил – поднял руку»), а на самом деле агрессию и насилие в адрес женщин проявляют как пьяные, так и трезвые. Психологи утверждают, что насилие в семьях больше зависит от характера и привычек членов семьи, а не от алкоголя.
Ребёнок внутри семьи может непосредственно подвергаться различным видам насилия, но мы остановимся непосредственно на психологическом, поскольку данный вид существует практически в любой семье, где родители авторитарны, привыкли контролировать ситуацию и требуют от своих детей безоговорочного послушания и подчинения. Однако всякое воспитание не должно идти в ущерб ребёнку и, как следствие, вылиться в серьёзные проблемы: уход из дома, неадекватное поведение, неврозы, суицидальные попытки.
72% детей, совершивших попытку суицида, главной своей проблемой называют семейные конфликты.
Детские психиатры утверждают, что большая часть детей совершает суицидальную попытку, протестуя против жесткости родительского воспитания, против деспотичности. А это и есть – психологическое насилие, осознано либо неосознанно (в силу недостаточных знаний в области психологии и педагогики) совершаемое родителями над своими детьми, требуя от них безоговорочного послушания и подчинения. Часто попытка самоубийства является призывом ребенка о помощи. У маленьких детей часто возникает желание путем суицида избежать наказания от родителей. Случается, что страх ребенка по поводу того, что родители его накажут за какой-либо проступок, иногда бывает намного сильнее желания жить.
Итак, на первом месте среди оснований для совершения подростками самоубийства стоят внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований взрослых к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Одни родители не обращают на сына или дочь никакого внимания, занимаясь исключительно собственными проблемами. Другие же стараются обеспечить детям хорошее будущее, записывая их на занятия, в секции и кружки, во всевозможные школы в дополнение к нагрузке в гимназии, лицее или специализированной школе. Причину самоубийства в таких случаях российский психолог Л.В.Ким называет «прессингом успеха», когда игнорируются реальные возможности детей, от них требуют, например, отлично учиться при средних способностях, постоянно соответствовать ожиданиям родителей и учителей, быть первым в спорте или в иной деятельности. Завышенные требования формируют у подростка чувство вины перед родителями, неуверенность, заниженную самооценку. В результате даже обычная «двойка» или второе место на соревнованиях может стать толчком к совершению самоубийства.
Для предотвращения трагического исхода, по мнению детского психиатра Е.Вроно, законным представителям детей следует знать, как обсуждать с ребенком произошедшее травмирующее событие.
Родителям необходимо быть достаточно сдержанными при выражении своих эмоций по поводу даже самых неблагоприятных для сына или дочери ситуаций. Помогая детям высказать свои чувства, взрослые должны выслушивать их без вынесения суждений или оценок, но пояснить, что переживания и слезы из-за неприятностей – нормальное явление, они свойственны всем людям.
Отвечая на вопрос: "Кто или что может удержать от совершения суицида подростка или молодого человека?", подавляющее большинство респондентов (83%), как воспитывающиеся в семье, так и вне её, сходятся во мнении, что сдерживающим началом могут стать друзья, любящий человек.
Как упоминалось, подтолкнуть ребенка к самоубийству способна практически любая стрессовая ситуация. Чтобы помочь ему выйти из нее, надо умерить критичное отношение подростка к себе, проявляющееся в высказываниях наподобие «я плохой», «все у меня плохо», «ко мне плохо относятся» и пр. Следует также установить заботливые взаимоотношения с подростком, чтобы постараться понять переживания ребенка и помочь ему самостоятельно разобраться в своих чувствах. При этом психологи советуют
Вторичная профилактика. Принципы построения диалога с подростком, высказывающим желание покончить жизнь самоубийством
При организации работы с родителями им необходимо объяснить, что попытку самоубийства надо расценивать как крик о помощи и, прежде всего, спокойно разобраться в проблемах подростка. Ни при каких обстоятельствах нельзя выгонять его из дома или отказывать в возможности высказаться. По мере устранения физических осложнений внимание должно переключиться на устранение конфликта, выработку у ребенка адекватных установок, повышение психологический устойчивости, а также уничтожение предметов или средств, с помощью которых можно совершить самоубийство. Очень часто подросток ведет себя импульсивно, но если в критический момент у него под рукой не окажется, например, пачки таблеток, то вероятность повторной попытки значительно снижается.
В противовес общепринятому мнению не нужно бояться помощи специалистов, ибо только во время психотерапевтической консультации возможно полное раскрытие испытываемых ребенком страданий и тревог. Желательно прибегнуть к семейной терапии, когда поддержку получают все члены семьи: они высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Но иногда единственным выходом становится госпитализация суицидента в психиатрическую больницу, что приносит облегчение как больному, так и его близким.
Дети, находящиеся в силовом поле семейного насилия, рассматриваются как пострадавшие независимо от их формального статуса – жертвы или просто свидетеля. Наиболее неблагоприятной для ребёнка является ситуация, когда физическое, эмоционально-психологическое насилие исходит со стороны обоих взрослых, и внутри семьи отсутствует человек, способный обеспечить ребёнку защиту и безопасность. Особенно, когда речь идёт о детях, испытывающих трудности в воспитании: гипперактивных, с расстройствами поведения, низкой эмоциональной саморегуляцией, детях-невротиках (капризных и требующих к себе постоянного внимания), да и просто чрезмерно подвижных и любознательных. Чтобы избежать негативных последствий, необходимо, чтобы в семейном конфликте один из родителей выполнял поддерживающую функцию. Например, если отец не сдерживает свой гнев и ругает ребёнка за провинность, то мать должна сдержать свой негативный порыв по отношению к ребёнку и как можно спокойнее объяснить причины гнева отца, дать понять, что сиюминутный эмоциональный срыв не влияет на родительскую любовь. В данном случае достигается несколько важнейших условий воспитания: оказывается эмоциональная поддержка ребёнку, нивелируя негативные последствия, а так же сохраняется единство родительской воспитательной позиции.
Существуют определённые факторы риска, увеличивающие вероятность насильственного поведения со стороны родителей:
Сексуальное насилие может быть двух видов:
- не включающее физический контакт;
- включающее физический контакт.
Любая форма сексуального насилия влечет тяжелые психологические последствия, поскольку нарушает границы «Я». Самым жестоким и тяжким сексуальным преступлением, вызывающим весь спектр посттравматических реакций, является изнасилование.
Этапы переживания последствий сексуального насилия:
Пострадавшая(ий) внешне может выглядеть даже спокойной. Если о силе переживаний судить только по внешним признакам, то может показаться, что какие-либо серьезные психологические «повреждения» отсутствуют. Но это только видимость. Главное ощущение на этой стадии - онемелость и чувство нереальности. Это шоковая реакция на выходящие за пределы обычного человеческого опыта обстоятельства.
Последствия синдрома травмы изнасилования:
- чувство вины, страха;
- чувство стыда, позора;
- чувство беспомощности и утраты контроля над собственной жизнью;
- навязчивые воспоминания;
- гнев, агрессия;
- раздражительность, изменения в настроении, депрессия;
- пониженная самооценка;
- нарушение ощущения границ своего тела.
- нарушение сна, появление кошмаров;
- нарушение пищеварительной деятельности;
- соматические жалобы;
- нарушение взаимодействия с окружающими;
- нарушение ощущения собственной безопасности;
- злоупотребление алкогольными, наркотическими или лекарственными препаратами как попытка снизить интенсивность переживаний;
- суицидальные мысли и намерения;
- саморазрушающее поведение;
- нарушение социальной, профессиональной или иной значимой деятельности.
Таким образом, сексуальное насилие вызывает широкий спектр нарушений, в основе которых лежит фиксация на травме. Но эта фиксация неоднозначна и противоречива. Прошлое все время присутствует в настоящей жизни пострадавшего, и при этом оно интенсивно подавляется." Отдельные аспекты травмы как бы переносятся в настоящее и генерализируются: например, девушка, подвергшаяся сексуальному нападению, начинает панически бояться всех мужчин.
Рекомендации.
Как не стать жертвой домашнего насилия? Что предпринять, если столкнулись с ним? Советов немного, но они очень важны…
свернуть
Рекомендации родителям первоклассников по оказанию поддержки детям
в период социально-психологической адаптации к школе
Адаптация ребенка к школе — довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций.
На процесс адаптации влияют:
В период адаптации родителям рекомендуется:
Только совместные усилия педагогов, родителей, и самих учащихся могут способствовать успешному и эффективному обучению и многостороннему развитию личности учащихся.
Педагог-психолог В.В. Пиликевич
свернуть
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка
Педагог-психолог
ГУО «Узденская районная гимназия» В.В. Пиликевич
+375293497954
свернутьВредные родительские установки
(для самоанализа родителям)
Встречались ли вы в своей жизни с подобными родительскими директивами? Как вы относитесь к каждой из них? Если есть жизненные примеры, подтверждающие или опровергающие негативное влияние таких директив.
Родительские директивы, которые нередко не явно учат ребенка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом:
(Г.М. Коджаспирова Педагогика).
свернутьОсновные правила, которые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками:
Необходимо выстраивать сo своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения. Чтобы этого достичь, нужно:
Как не стать врагом?
Правила «заключения» договоров с подростком:
Что нельзя говорить ребенку
Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.
Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.
Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» - вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.
Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное - что вы его ненавидите... Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?
Методика реагирования на раздражения
и конфликтность подростка:
1.Дайте ему высказать свои возражения, пока его ворчание и слова не перешли в крик, слёзы и истерику. Если дошло дело до истерики, дайте ему прокричаться и выплеснуть свои эмоции по максимуму. Оставьте свои обиды – Вы же не маленький ребёнок, а взрослый человек, не принимайте близко к сердцу всё сказанное Вашим ребёнком – постоянно помните об изменениях его организма, не жалейте его, не ругайте, всем своим видом подавайте пример спокойствия и рассудительности. Учите его быть взрослым на собственном примере и тогда Вы станете для него авторитетом. Итак, теперь поймайте момент, когда ребёнок успокоится и сделает выжидательную паузу. В этот момент нужно делать следующий шаг.
2.Спокойно спросить – чем именно ребёнок недоволен, почему он не согласен и какой путь решения он видит. Подчеркнуть, что вариант решения проблемы должен быть выгоден и Вам и ему – вы же теперь взрослые люди и должны учитывать права друг друга.
3.Выслушать его, не перебивая (это очень важно!) и начать объяснять свою позицию словами – «Я тебя понимаю, но тогда что делать мне….?» и объяснить «невыгодность» своей позиции, но учтите - она по-настоящему должна быть невыгодней позиции Вашего ребёнка.
4.Выслушать подростка ВНИМАТЕЛЬНО, если ему есть что сказать, если нет – резюмировать: «Я предлагаю сделать так-то и так»… и озвучить позицию наиболее выгодную для вас обоих.
Повторить эту методику до полной договорённости точно по инструкции, не срываясь, не делая вид, а внимательно слушая, искренне воспринимая подростка, как равного Вам в правах взрослого человека.
С первого раза может не всё пойти гладко и что-то может совсем не получиться, но, как известно – практика, практика и ещё раз практика!
Не исключены сейчас Ваши возмущения: «это легко со стороны сказать, а вы попробуйте с моим», «мой ребёнок не такой – с ним невозможно договориться», «он ещё ничего не понимает, мне лучше знать, что ему надо»…
Подготовила:
Педагог-психолог Пиликевич В.В.
ГУО «Узденская районная гимназия»
свернуть