Рекомендации

Профилактика насилия в семье

развернуть

Профилактика насилия в семье

Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
  5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
  8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».
  10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».
  11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).
  12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
  13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
  15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
  16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).
  17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18».
  18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».

 Что понимается под насилием в семье?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:

  • умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП);
  • оскорбление (статья 9.3 КоАП);
  • мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).

Причины насилия в семье

Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:

  • распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);
  • стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится - слюбится» и т. д.;
  • влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;
  • убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;
  • традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;
  • географические, экономические, политические факторы.

 

Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:

  • копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;
  • недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;
  • генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;
  • желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;
  • низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;
  • алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;
  • сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;
  • отклонения в психическом здоровье;
  • низкий образовательный и культурный уровень;
  • неудовлетворенность семейной жизнью.

Виды и признаки насилия в семье

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.

Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.

Механизм возникновения домашнего насилия

Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:

  1. Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя.
  2. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком.
  3. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.

 Стадии насилия в семье

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.

  1. На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.
  2. Затем происходит насильственный инцидент - вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
  3. Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.
  4. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб.

К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. 

Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.

 Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:

- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;

- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;

- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;

- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;

- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;

- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;

- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;

- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;

- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;

- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);

- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);

- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;

- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).

- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

 Насилие в семье – куда обращаться?

Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда.

Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.

Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).

Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

В период пребывания в "кризисной" комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.

Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.

За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.

В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

Услуга предоставляется бесплатно.

За консультацией и конкретными видами помощи (временный приют, юридической, психологической и др.). Вы можете обратиться в государственное учреждение «Территориальный центрсоциального обслуживания населенияУзденского района»

Тел.: 80292513008, 68-6-45

 ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ

Общенациональная горячая линия

В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-88-01. Время работы с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь.

Республиканская телефонная горячая линия

по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию 8-801-100-16-11.

ГУО «Узденский районный социально-педагогический центр»

Тел.:  53-8-49.

В медицинские учреждения

по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.

В правоохранительные органы

по телефону 102 (круглосуточно). Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».

ГУО «Узденская районная гимназия», тел.: 66-2-47

педагог-психолог:Пиликевич Вероника Валерьевна;

педагог социальный: Литвиненко Татьяна Александровна.

МЕРЫ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

предусмотрены в Республике Беларусь в соответствии с законодательством.

Против жизни и здоровья

убийство (ст. 139 УК);

умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);

умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);

истязание (ст. 154 УК);

умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);

Против половой неприкосновенности или половой свободы

изнасилование (ст. 166 УК);

насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

Против личной свободы, чести и достоинства

незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);

угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);

оскорбление (ст. 9.3 КоАП);

мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание может запретить:

предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье;

посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;

общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

Защитное предписание может предписать:

временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких.

 

свернуть

«Коррекция детско-родительских отношений через повышение родительской компетентности» (коррекционно-развивающая программа работы с родительскими группами)

04.05.2022
Данная коррекционно-развивающая программа является частью системы работы учреждения образования с семьёй. Специфика её заключается в том, что работа проводится с непостоянными по составу родительскими группами, которые формируются исходя из цели встречи и поставленных педагогом-психологом задач. Основанием для формирования родительских групп являются результаты психолого-педагогической диагностики и реализация рекомендаций специалистов СППС учреждения образования с целью повышения психологического микроклимата в семье и гармонизации внутрисемейных отношений.
развернуть

Проблемы адаптации к школе и их решение

развернуть

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

  • Потеря веры в собственный успех, неуверенность в себе.
  • Высокая школьная тревожность и психоэмоциональное напряжение, стресс.
  • Сниженная мотивация учения.
  • Негативное эмоциональное отношение и отсутствие интереса к учению.
  • Психоэмоциональный дискомфорт в классном коллективе и семье, отсутствие эмоциональной близости с родителями.
  • Индивидуальные особенности учащихся, несоответствующие общепринятым нормам (особенности поведения, мышления, взаимодействия).
  • Проблемы общения со сверстниками и взрослыми, борьба за самоутверждение.
  • Неудовлетворённость потребностей во внимании, признании, эмоциональной поддержке со стороны родителей, педагогов, сверстников.
  • Высокие ожидания и требования, предъявляемые взрослыми - родителями и педагогами - к учащимся.
  • Высокая учебная нагрузка и низкая работоспособность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ

  • Снижение планки своих ожиданий и требований по отношению к подросткам со стороны учителей и родителей. Требования и ожидания должны быть реалистичными и приниматься самими подростками.
  • Поощрение и закрепление положительных проявлений у детей. Критика должна быть дозированной, оправданной, по делу и наедине. Критика д. б. сочувственной, поддерживающей, а не укоризненной.
  • Создание ситуации успеха, высокого эмоционального фона на уроке и дома, поддержка и подбадривание учащихся; мотивирование не на результат деятельности, а на сам процесс.
  • Учёт индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Принятие педагогами и родителями «своеобразности» ребёнка, его неординарности, а также способствование социализации таких детей.
  • Изучение и реализация актуальных потребностей учащихся.
  • Повышение психоэмоционального климата в классе и дома, исходя из потребностей ребёнка, а не из своих собственных убеждений.
  • Отказ от жёстких рамок (чем больше ограничений, тем несчастнее подросток) и создание ситуации выбора и личной ответственности.
  • Правильная организация жизнедеятельности подростков: чередование отдыха и занятости.
  • Социализация учащихся в классном коллективе сверстников, развитие коммуникативных навыков, навыков эмпатии (сопереживания) и сотрудничества.
свернуть

Рекомендации для родителей младших школьников по снижению уровня тревожности в период адаптации

развернуть
  1. Старайтесь замечать даже самые незначительные достижения ребёнка, его успехи и отмечайте их. Похвала должна быть искренней и заслуженной.
  2. При встрече с неудачами в учёбе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Избегайте запугивания ребёнка, страх блокирует его познавательную активность.
  3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте потребность в знаниях у ребёнка, отвечая на его вопросы.
  4. Старайтесь снизить значимость тех ситуаций, которые вызывают у ребёнка тревогу или страх.
  5. Активно слушайте своего ребёнка, так как выявлено, что рассказ самому себе может вызвать психическую травму, особенно если ребёнок в силу каких-либо причин не может поделиться с родителями или учителем своими переживаниями и неуспехами, боясь их негативной оценки.
  6. Умственный труд сложен и изнурителен, жизнь в школе требует особого напряжения сил ребёнка. Помогайте ему сохранить веру в себя.
  7. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребёнка для его критики.
  8. Требования, предъявляемые ребёнку должны быть посильными, целесообразными и предельно точными. Ребёнок должен быть уверен в том, что он справится с ними. Задача учителей и родителей состоит в том, чтобы поддержать эту уверенность и подкрепить положительными эмоциями полученный результат, даже если он не совсем успешный.
свернуть

Памятка для родителей

развернуть

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

 

Развитие речи и готовность к овладению грамотой

  1. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
  • умение интонационно выделять звук в словах;
  • умение выделять заданный звук в потоке речи;
  • умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  • владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
  1. Умение членить слова на слоги.
  2. Умение членить простые предложения на слова.
  3. Умение составлять предложения из 3 - 4 слов.
  4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
  5. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
  6. Уметь составлять рассказы о предметах (по плану предложенному взрослым).
  7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

 

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике

  1. Счет и отсчет предметов заданного количества.
  2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
  3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
  4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
  5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
  6. Знание знаков: +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
  7. Умение соотносить цифру и число предметов.
  8. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  10. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
  11. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
  12. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
  13. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний

  1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.
  2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
  3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
  4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
  5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

 

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

 

Социально-психологическая готовность к школе

  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
  • Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

 

Развитие школьно-значимых психологических функций

  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
  • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).
  • Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)).
  • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
  • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово-картинка либо слово-ситуация)).

 

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

 

Постарайтесь ответить себе на эти вопросы.

  1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
  2. Есть ли у ребенка друзья?
  3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
  4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
  5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

 

При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.), руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.

 

свернуть

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся на III ступени общего среднего образования

Если профессия выбрана правильно, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения, поэтому приносит наибольшую пользу всему обществу. Помочь молодому человеку совершить профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями и потребностями рынка труда призвана профессиональная ориентация – система мероприятий по оказании помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию (оптанту), выступающему объектом и субъектом в этом процессе.
развернуть

В.В. Пиликевич,

педагог-психолог гимназии

Если профессия выбрана правильно, то труд для человека становится источником радости, творческого вдохновения, поэтому приносит наибольшую пользу всему обществу.

Помочь молодому человеку совершить профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями и потребностями рынка труда призвана профессиональная ориентация – система мероприятий по оказании помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию (оптанту), выступающему объектом и субъектом в этом процессе.

 1

Профессиональная ориентация учащихся подводит старшеклассников к обдуманному профессиональному самоопределению, поэтому профессиональная ориентация в школе – одна из важных педагогических и психологических проблем. Перед молодыми людьми, вступающими в жизнь, стоит задача выбора профессии, что можно представить в виде формулы: «надо» (потребности рынка труда) – «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) – «могу» (склонности, способности, возможности личности), в которой все составляющие должны согласоваться друг с другом. Этому согласованию призвана содействовать профессиональная ориентация, ставшая частью образовательного процесса и в нашей гимназии.

   Важно, чтобы представления о профессии были достаточно полными, адекватными и совпадающими с желаниями, профессиональными предпочтениями и склонностями человека. В этом случае профессиональные намерения становятся более устойчивыми и побуждают учащихся планировать работу по подготовке к их реализации.

   Профессиональное намерение можно считать обоснованным, если оно согласуется с интересами, склонностями и способностями личности и к тому или иному виду деятельности. Важно также, чтобы психические и физические данные человека соотносились с требованиями профессии к человеку, а представления о содержании профессии соответствовали ее описанию.

   На успешность профессионального самоопределения учащихся значительное влияние оказывают содержание, методы и формы профориентационной работы, которая проходит в несколько этапов.

 

Кроме того, следует отметить, что профориентационная работа с учащимися старших классов ведётся не только согласно плану психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, но и в рамках факультативных занятий «Моё профессиональное будущее», «Введение в педагогическую профессию». Последний является одним из элементов системы непрерывной специализированной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования, ориентированной на продолжение образования в вузах педагогического профиля.

 

Кроме того, повысить эффективность профориентационной работы позволяет реализация различных проектов, призванных восполнить недостатки образовательных программ и удовлетворить требования времени ориентируясь на практическую составляющую профориентационной деятельности.

В 2018\2019 учебном году был разработан педагогический проект гимназии профориентационной направленности «Развитие социальных навыков учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы», который был рекомендован к реализации в 2019\2021 годах. 

Основная идея проекта заключается в развитии социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.

Кроме того, проект предусматривает такие формы реализации, как «профессиональное погружение», встречи с мотивационными спикерами, диагностика индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности.

Предполагается, что реализация проекта будет способствовать развитию ключевых компетенций учащихся 9-11-х классов, важных для успешной социализации в обществе и профессиональном самоопределении:

  • Личностное понимание.
  • Осмысление сильных сторон и профессиональных навыков.
  • Определение составляющих успеха.
  • Постановка и достижение целей.
  • Критическое мышление.
  • Управление конфликтами и решение проблем.
  • Эффективное общение.
  • Финансовая грамотность.
  • Эффективное распределение времени.
  • Предвидение трудностей и поиск путей их решений.
  • Развитие самосознания в профессиональном контексте.

 

Профессиональное просвещение – первый этап в системе профориентации.

   Профпросвещение осуществляется по следующим направлениям.

  1. Работа с учащимися:
  • формирование личного профессионального плана,
  • знакомство с информацией об учебных заведениях (справочники для поступающих, лекция консультанта из Центра профориентации молодежи, лекции представителей средних и высших учебных заведений),
  • памятки по подготовке и сдаче экзаменов,
  • экскурсии в профессиональные учебные заведения и на предприятия,
  • знакомство с ситуацией на рынке труда (современные профессии, профессии будущего, требования нанимателей сегодня, выступление консультанта из районного центра занятости),
  • знакомство с профессиограммами (характеристика профессии, требования профессии к человеку, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, где можно получить данную профессию),
  • информация по поиску работы (правила, определяющие философию поиска работы; составление резюме; правила поведения на собеседовании; тестирование при поступлении и приёме на работу).
  1. Работа с педагогами:
  • нацеливание на профориентационную работу с учащимися через учебный предмет (взаимосвязь учебного предмета и профессиональной сферы), которая будет способствовать развитию интереса к изучаемому предмету, повышению учебной мотивации,
  • информация о взаимосвязи интересов, возможностей, способностей учеников и их профессиональных намерениях.
  1. Работа с родителями:
  • информация о взаимосвязи интересов, возможностей, способностей детей и их профессиональных намерениях,
  • правила по подготовке к экзаменам для родителей,
  • советы родителям, как помочь детям подготовиться к централизованному тестированию.

Второй этап работы – это профдиагностика как способ самопознания.

      Диагностика профессиональных интересов включает в себя следующие основные методики:

  1. Дифференциально-диагностический опросник. В его основу положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

Результаты диагностики характеризуют область наиболее целесообразного применения сил испытуемого.

  1. Методика «Карта интересов»отражает направленность интересов человека к различным видам деятельности и уровень этого интереса.
  2. Опросник «Направленность личности».Интерпретация результатов теста демонстрирует: направленность на себя, направленность на взаимоотношения, направленность на задание.
  3. Методика для определения социальной направленности личности, оценки профессионального личностного типа Джона Голланда.

Методика дает информацию о принадлежности к следующим типам социальной направленности: реалистический тип, интеллектуальный тип, социальный тип, конвенциальный тип, предприимчивый тип, артистический тип.

   Исследование профессионально-значимых свойств личности включает в себя:

  1. 4 шкалы из 16-факторного личностного опросника Р.Кеттелла. предназначен для оценки степени выраженности отзывчивости, эмоциональной устойчивости, ответственности, самоконтроля.
  2. Теппинг-тест(сила нервной системы). Выявляются типы нервной системы.
  3. Тест Айзенкаопределяет и характеризует тип темперамента.

Более подробно с описанием выше представленных методик и их взаимосвязью с профессиями можно ознакомиться в приложении.

Также в профориентационной работе широко используются профориентационные игры, которые позволяют создать ситуации погружения в профессию, соотнести требования профессии со своими возможностями и интересами, способствуют активизации профессионального самоопределения учащихся.

   Проигрывание различных жизненных и профессиональных ситуаций знакомо человеку с детства. В игре ребенок подражает жизни взрослых, их профессиональной деятельности и их взаимоотношениям. Профориентационные игры позволяют решить многие задачи:

  1. активизируют учащихся, поднимают интерес к проблемам профессионального самоопределения;
  2. формируют у подростков умение самостоятельно и осознанно строить и корректировать свои профессиональные планы;
  3. знакомят учащихся с миром профессий, дают возможность развивать свои профессиональные способности;
  4. формируют умение ориентироваться в мире профессий;
  5. позволяют профориентационный материал представить в наглядной предметной форме, что способствует лучшему его пониманию и запоминанию;
  6. изменяют стереотипы, имеющиеся у учащихся к различным профессиям.

   По результатам профдиагностики и профориентационных тренингов по необходимости проводятся индивидуальные консультации с учащимися.

Профконсультирование – заключительный этап в профоринтационной деятельности.

Консультирование проводится в форме индивидуальных бесед с учащимися. Выясняются следующие вопросы:

  • Кем хочет быть?
  • Каковы мотивы выбора профессии? Кто повлиял на данный выбор?
  • Какие перспективы и возможности имеет профессия?
  • Легко ли найти место работы?
  • Что будет делать? Каким образом? Каков характер и содержание труда? Понравится ли этим заниматься?
  • Какие условия будущей работы? Какой режим работы, условия на рабочем месте, оплата труда, отпуск, выходные и т.п.? соответствуют ли условия представлениям о работе?
  • Что требует профессия от человека? Какие требования предъявляются к состоянию здоровья и физическим качествам, склонностям, способностям, чертам характера, уровню образования? Соответствуют ли его качества этим требованиям?
  • Какие школьные предметы, практические умения и навыки могут пригодиться в первую очередь? Есть ли интерес к этим предметам?
  • Как лучше подготовиться к освоению профессии?
  • Где и как можно приобрести профессию? Что надо знать при поступлении в учебное заведение?
  • Каковы ближайшие и перспективные профессиональные планы? Есть ли запасные варианты выбора профессии?

Таким образом, профпросвещение и диагностика, профконсультирование, проектная деятельность профориентационной направленности создают условия для широкой информированности учащихся о мире профессий, о необходимых навыках и умениях, личностных особенностях, содействуют развитию социальных компетенций, необходимых для успешной личностной и профессиональной самореализации в обществе.

Литература:

  1. Профессиональная ориентация учащихся. – Мн.: Изд.ООО «Красико-Принт», 2004.
  2. Профессиональное и личностное самоопределение. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  3. Климов В.А. Как выбирать профессию. – М, 1984.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М, 1993.
  5. Самоукина Н.В. Программа развивающих игр «Я выбираю профессию». - М, 1992.

Приложение

Описание основных диагностических методик

  1. Дифференциально-диагностический опросник. В его основу положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Первую группу составляют профессии типа «человек-природа», где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии как агроном, зоотехник, ветеринар, садовник, лесник и т.д.. основой второго типа являются отношения «человек-техника», объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Третью группу образуют профессии типа «человек-человек», где объектом труда являются люди, группы, коллективы (сфера обслуживания, медицина, педагогика и т.д.). Четвертую группу составляют профессии типа «человек-знаковая система». Объектами являются условные знаки, цифры, коды, таблицы (корректоры, программисты, статисты, экономисты и т.п.). «Человек-художественный образ» – основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности (ювелир, фотограф, музыкант, художник, писатель, артист и т.п.).

Результаты диагностики характеризуют область наиболее целесообразного применения сил испытуемого.

  1. Методика «Карта интересов»отражает направленность интересов человека к различным видам деятельности и уровень этого интереса.
  2. Опросник «Направленность личности».Интерпретация результатов теста демонстрирует:
  • направленность на себя – отражает, в какой мере человек описывает себя как ожидающего прямое вознаграждение безотносительно выполненной работы или безотносительно сотрудников, с которыми работает; такой человек интроспективен, больше интересуется собой, чем другими людьми, игнорирует работу, которую должен выполнять;
  • направленность на взаимоотношения – отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнение конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям; такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, по сути дела сам не вноси никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы;
  • направленность на задание – отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблемы, и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше; несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность работы группы; в коллективе он изо всех сил стремится отстоять свое мнение, которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания.
  1. Методика для определения социальной направленности личности, оценки профессионального личностного типа Джона Голланда.

Методика дает информацию о принадлежности к следующим типам социальной направленности:

  • Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально-стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.
  • Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
  • Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).
  • Конвенциальный тип – предпочитает четкую структуированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
  • Предприимчивый тип – избирает цели. Которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т. д.
  • Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество.

   Исследование профессионально-значимых свойств личности включает в себя:

  1. 4 шкалы из 16-факторного личностного опросника Р.Кеттелла. предназначен для оценки степени выраженности отзывчивости, эмоциональной устойчивости, ответственности, самоконтроля.
  2. Теппинг-тест(сила нервной системы). Выявляются следующие типы нервной системы:
  • сильная (выдерживает большую по величине и длительную нагрузку);
  • средняя (нуждается в отдыхе и перемене вида деятельности);
  • средне-слабая (промежуточный уровень между средней и слабой нервной системой, характеризуется способностью к кратковременной мобилизации сил нервной системы);
  • слабая (низкий уровень работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом, неспособность выдерживать длительные нагрузки).
  1. Тест Айзенкаопределяет и характеризует тип темперамента.

   Рекомендуемая профессиональная деятельность по типам темперамента.

Сангвинический темперамент (тип нервной системы – сильный, уравновешенный, подвижный) – организаторская, управленческая, руководящая, педагогическая, диспетчерская, исследовательская, контролирующая, спортивная, изыскательская, участие в коллективных ремонтных и пусконаладочных работах, водительский труд, обслуживание населения и другие предпочтительно немонотонные работы.

Холерический темперамент (тип нервной системы – сильный, неуравновешенный, возбудимый) – творческая (артистическая, музыкальная, художественная, техническая) спортивная, организаторская, а также ручной физический коллективный труд.

Флегматический темперамент (тип нервной системы – сильный, уравновешенный, инертный) – индивидуальная трудовая, конструкторская, операторская, исполнительская, исследовательская, контролирующая, медицинское обслуживание, аналитическая работа, обработка данных, бухгалтерские операции.

Меланхолический темперамент (тип нервной системы – слабый) – творческая (литературная, музыкальная, изобразительное искусство), поисковая, исследовательская, исполнительская, наблюдательская, медицинское обслуживание, дошкольное воспитание.

 

свернуть

Психологическая поддержка при подготовке к экзаменам и централизованному тестированию

развернуть

В период подготовки к вступительным испытаниям и сдачи экзаменов дети испытывают большое физическое и психологическое напряжение. В это время им как никогда нужна поддержка и помощь родителей.

Важно правильно организовать питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения оно должно быть сбалансированным, разнообразным, с достаточным количеством фруктов и овощей. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу мозга. Также полезен шоколад.

Уделяйте ребенку больше внимания. Будьте мягче с ним и не столь категоричны в суждениях. Когда ребенок рассказывает вам о своих тревогах и волнениях, не комментируйте их, а поддерживайте его словами: «В нужный момент ты все вспомнишь. Я верю в тебя». Полезно рассказать историю об успешной сдаче экзамена из своей жизни.

Не следует усиливать переживания ребенка своим собственным тревожным состоянием. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент, как правило, справляются со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может «взорваться». Если вдруг оказалось, что отсутствует какой-то необходимый материал для подготовки к экзамену, не упрекайте ребенка в безответственности. Скорее всего, это случайность, лучше найдите недостающий источник, пока ребенок работает с другим материалом. И ваш сын или дочь будут благодарны вам.

Старайтесь не показывать ребенку свою тревогу по поводу экзаменационных баллов и отметок. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей. Как правило, ребенок сдает не один, а несколько экзаменов: порадуйтесь с ним успешному результату, не критикуйте ребенка после экзамена, поддержите, если экзамен сдан не так, как хотелось бы, – это не трагедия.

Помогите ребенку правильно организовать процесс подготовки к экзаменам. Наблюдайте за самочувствием ребенка, т.к., кроме вас, никто не сможет вовремя заметить ухудшение состояния его здоровья, вызванное переутомлением. Постарайтесь создать доброжелательную атмосферу в семье.

 

 

 

        Педагог-психолог                                                                             В.В. Пиликевич

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть