Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Узденская районная гимназия"
"От знаний - к совершенству личности"
Срок реализации: 2019 – 2021
Руководитель педагогического проекта: Пиликевич Вероника Валерьевна, педагог-психолог тел.: 8(029) 349 79 54 E-mail: nika.pil@mail.ru |
Узда, 2019
Юридическое название учреждения образования: государственное учреждение образования «Узденская районная гимназия»
Тема педагогического проекта: «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы»
Срок реализации педагогического проекта: 2019 – 2021
Сведения о руководителе учреждения образования: Казловская Галина Эдуардовна, директор государственного учреждения образования «Узденская районная гимназия»
Сведения о руководителе (координаторе) педагогического проекта: Пиликевич Вероника Валерьевна, педагог-психолог
Сведения об участниках реализации педагогического проекта:
Михед Ирина Васильевна, педагог социальный, Бондарь Татьяна Николаевна, заместитель директора по методической работе, Соловей Оксана Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе, Литвиненко Татьяна Александровна, педагог-организатор, Демидович Светлана Николаевна, учитель истории и обществоведения, Гладкая Галина Валентиновна, учитель истории и обществоведения, классные руководители 9-10-х классов, учащиеся 9-х и 10-х классов гимназии.
Актуальность педагогического проекта. Современный этап общественного развития характеризуется стремительными преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня необходимы люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени являются идеи компетентностного подхода в обучении, отличительной особенностью которого является усиление практической жизненной направленности образования.
А.В. Хуторской трактует компетентность как «комплексную характеристику личности, отражающую результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющуюся в готовности и способности принимать ответственные решения в автономной социально-ориентированной ситуации» [30].
В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в различных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.
По мнению Н.В. Веселковой, Е.В. Прямиковой, под социальной компетентностью личности понимаются «знания, умения и навыки конкретного индивида, приобретенные и усвоенные им в результате взаимодействия с социумом, и его способность ориентироваться в социальной среде» [4].
Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
Рассматривая процесс развития социальных компетенций учащихся в контексте допрофильной и профильной подготовки, можно выделить ряд противоречий, из-за которых возможности школьного образования реализуются далеко не полностью.
Во-первых, это связано с пониманием социальной компетентности, ее смыслового содержания. По мнению некоторых учителей «традиционное предметное обучение, подготовка к выбору профессии уже сами по себе способствуют развитию социальных компетенций». Социальная компетентность рассматривается в данном случае как результат предметного обучения. Однако необходимо понимать, что основные её компоненты, связанные с такими компетенциями как целеполагание, умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умение управлять своими эмоциями в общении, способность к эффективной коммуникации могут успешно формироваться только в практической деятельности.
Во-вторых, в ходе профориентационной работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути и профессии, в частности. У многих учащихся обнаруживаются трудности в проектировании собственного будущего, неумение планировать свою деятельность, недостаточное представление о собственных сильных и слабых сторонах личности, в следствие чего профориентация в рамках образовательного процесса всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокого уровня профессионализма.
В последние годы эти данные подтверждают и психодиагностические исследования, проводимые в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения в гимназии. Около 40% учащихся 9-х классов испытывают различного рода трудности в выборе своего профессионального пути и постановке долгосрочных целей, связанных с профессиональной самореализацией. Для того, чтобы правильно выбрать профиль дальнейшего обучения, учащемуся необходимо чётко осознавать свои профессиональные интересы и склонности и сферу их успешной реализации, правильно оценивать свои возможности, знать свои сильные и слабые стороны.
Следовательно, развитие жизненных навыков и активная жизненная позиция позволит учащимся осознанно выстраивать жизненные и профессиональные стратегии.
В октябре-ноябре 2018 года специалисты социально-педагогической и психологической службы ГУО «Узденская районная гимназия» прошли профессиональную подготовку по технологии обучения международной образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство: тренинговая программа для молодёжи» и получили сертификаты квалифицированных тренеров.
С января 2019 года гимназия участвует в реализации международной образовательной программы, целью которой является развитие основных жизненных навыков, создание лучших перспектив в области занятости и расширению возможностей трудоустройства молодёжи. В ходе работы по данной программе с группой учащихся 9-х классов наметилась хорошая перспектива в развитии таких важных навыков социального поведения как:
В связи с получением положительного опыта в ходе реализации программы, решено было продолжить работу по данному направлению деятельности.
Таким образом, актуальность проекта подтверждается характером выше описанных выявленных противоречий в развитии личности на этапе профессионального и личностного самоопределения.
Новизна проекта заключается в обеспечении комплексного подхода к развитию социальных компетенций учащихся по двум основным векторам:
Практическая значимость проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов учреждений образования при организации работы по сопровождению допрофильного и профильного обучения.
Кроме того, основным моментом, который даёт возможность предположить получение положительных результатов от реализации проекта, является высокая сочетаемость содержания программы развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству с содержанием деятельности социально-педагогической и психологической службы гимназии, а также учебных занятий по предмету «Обществоведение». Кроме того, реализация проекта может обеспечить практическую направленность в усвоении необходимых знаний, умений и навыков по учебным предметам, способствуя успешному развитию социально значимых компетенций учащихся, позволяя им осознанно выстраивать жизненные и профессиональные стратегии своего будущего.
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
В состав творческой группы по реализации педагогического проекта входят педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории, с педагогическим стажем более 10 лет. Педагог-психолог В.В. Пиликевич, педагог социальный И.В. Михед являются сертифицированными тренерами программы по развитию жизненных навыков и подготовки к трудоустройству; оба специалиста, а также учитель истории и обществоведения Г.В. Гладкая являются руководителями районных методических объединений педагогов. Учитель истории и обществоведения С.Н. Демидович является членом областной творческой группы и руководителем регионального ресурсного центра информационных технологий «Неман», имеет второе высшее психолого-педагогическое образование. Два специалиста, участника проекта, С.Н. Демидович и В.В. Пиликевич - победители районного этапа и лауреаты областного этапа конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Педагог-психолог года».
В гимназии созданы все необходимые условия для реализации проекта: аудитория для проведения групповой тренинговой работы с учащимися, оснащённая компьютером и интерактивной доской; модернизированный кабинет истории и обществоведения, кабинеты педагога-психолога и педагога социального, оснащённые необходимыми учебно-методическими комплексами и литературой. Кроме того, реализация образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» осуществляется при финансовой поддержке Европейской комиссии и Австрийского агентства по развитию.
Цель: развитие социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство».
Задачи:
Основная идея педагогического проекта заключается в развитии социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.
Модель будущего образовательного процесса и способ ее реализации. Расширение возможностей имеет много форм. Одна из них – способность видеть доступные ресурсы и наличие знаний, позволяющих принимать правильные решения и использовать эти возможности. Поэтому при создании модели будущего образовательного процесса, учитывался тот факт, что она должна удовлетворять основным требованиям, поддерживающим логику проекта – это целесообразность и соответствие возрастным особенностям и актуальным потребностям личности учащихся.
В этой связи проект ориентирован на учащихся 9-10-х классов, поскольку согласно возрастной периодизации процесса профессионализации, это период развития профессионального самосознания и уточнения социально-профессионального статуса [22].
Кроме того, это сенситивный период для интенсивного развития критического мышления, системы личных морально-этических норм и ценностей, самосознания и личностных смыслов. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия.
Подросток начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Итак, социальная компетентность в контексте нашей образовательной модели понимается как интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли [29].
Таким образом, модель будущего образовательного процесса представляет собой взаимодополняющую систему усвоения необходимых знаний, умений и навыков учащимся через содержание деятельности социально-педагогической и психологической службы и проведение интегрированных учебных занятий по обществоведению и психологии в сочетании с программой развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству.
Результатом подобного тандема должно стать успешное развитие социальных компетенций учащихся.
Образовательная программа развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству имеет два модуля:
Программа «Жизненные навыки» состоит из 11 сессий, программа «Трудоустройство» содержит 12 сессий, продолжительностью 2 – 2,5 часа каждая.
Формат учебной программы даёт учащимся возможность достичь личностного развития, установить социальные связи и соотнести практические действия с будущими целями.
Рассмотрим ключевые компетенции, которые будут сформированы у учащихся в процессе реализации программы «Жизненные навыки»:
Ключевые компетенции, которые будут сформированы у учащихся в процессе реализации программы «Трудоустройство»:
Практические приложения, которые будут использоваться в период реализации программ:
Участники при поддержке тренеров смогут определить свою идентичность, самостоятельно сформулировать личные цели и применить навыки, которые станут залогом успешного будущего не только учащихся, но и их социального окружения. Выполняя практические упражнения, участники получат возможность решить, что им больше подходит: работа по найму или предпринимательство. Практические упражнения можно будет использовать не только в период реализации представленной программы, но и в решении будущих жизненных задач.
Для поддержки теоретической базы, осуществления межпредметных связей и повышения эффективности проекта планируется проводить интегрированные занятия по смежным темам по учебному предмету «Обществоведение».
Одна из составляющих эффективного опыта овладения ключевыми компетенциями – это рефлексия и самоанализ, которые обязательны для занятий.
Для оценки эффективности планируется использовать такие методы как наблюдение, анкетирование, опрос, метод социометрии, стандартизированные тесты и методики.
Этапы проведения диагностических мероприятий:
1 этап. Стартовая диагностика (сентябрь-октябрь)
2 этап. Промежуточная диагностика (март- апрель)
3 этап. Итоговая диагностика (март-апрель 2020/2021 учебного года)
Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта
№ п/п |
Критерии |
Показатели |
Оценка результатов |
1. |
Развитие личности учащегося
|
Снижение тревоги и повышение стрессоустойчивости |
Тест уровня школьной тревоги Филлипса |
Уверенность в себе и самомотивация |
Анкетирование |
||
Повышение мотивации достижения |
Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана |
||
Умение понимать чувства других людей, эмпатия |
Тест на эмпатию В.В.Бойко |
||
2. |
Профес-сиональная ориентация учащегося |
Самооценка своих возможностей и способностей при профвыборе, знание своих сильных и слабых сторон личности |
Методика «Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся» Л.А. Йовайши |
Умение планировать своё будущее и профессиональную карьеру |
Метод построения индивидуальных планов достижения целей |
||
Определение сферы профессиональной деятельности |
Тест «Работник или предприниматель» |
||
3. |
Межличностное взаимо-действие
|
Улучшение психоэмоционального климата в классном коллективе |
Социометрия |
Межличностное общение |
Анкетирование |
||
Улучшение коммуникативных навыков |
Опросник коммуникативных и организаторских склонностей Б.А. Федоршина (КОС) |
||
Знание стратегий поведения в конфликтных ситуациях общения |
Тест Томаса |
||
4. |
Педагогическая и исследовательская компетентность педагогов |
Индивидуальный стиль деятельности |
Методика диагностики индивидуального творческого стиля педагогической деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов) |
Удовлетворённость педагогов результатами реализации проекта
|
Анкетирование |
||
Укрепление субъект-субъектных отношений взаимодействия учащихся и педагогов |
Анкетирование |
Список использованных источников
п/п |
Мероприятия |
Срок |
Ответственный |
1 |
Рассмотрение вопроса о реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы» на педагогическом совете |
август |
Пиликевич В. В., педагог-психолог, руководитель проекта |
2 |
Издание приказа о продолжении работы по реализации педагогического проекта, определении состава творческой группы педагогов |
август |
Бондарь Т. Н., заместитель директора по методической работе |
3 |
Заседание методического совета гимназии «Формирование, презентация и трансляция опыта работы педагогов по формированию и развитию социальных компетенций учащихся» |
сентябрь |
Бондарь Т. Н. |
5 |
Определение динамики компетентности педагогов в области формирования социальных компетенций учащихся. |
сентябрь |
Пиликевич В.В |
6 |
Размещение информации о педагогическом проекте на сайте гимназии |
август-сентябрь |
Пиликевич В.В. |
7 |
Проведение родительских собраний «Взаимодействие семьи и школы в формировании социальных навыков учащихся» с целью информирования о целях и задачах проекта в текущем учебном году |
сентябрь |
Тригубович В.В., заместитель директора по воспитательной работе Пиликевич В.В., классные руководители |
8 |
Заседание творческой группы «Организация работы участников педагогического проекта по разработке методических рекомендаций» |
сентябрь |
Пиликевич В.В., Бондарь Т.Н. |
9 |
Инструктивно-методическое совещание «Ведение документации в процессе реализации педагогического проекта» |
сентябрь |
Бондарь Т.Н. |
10 |
Участие в олимпиадах по обществоведению, финансовой грамотности
|
сентябрь-октябрь |
Демидович С.Н., учитель истории и обществоведения, участник проекта |
11 |
Диагностика индивидуального творческого стиля деятельности педагогов, ответственных за реализацию проекта |
октябрь |
Пиликевич В.В. |
12 |
Пополнение электронного ресурса в локальной сети «В помощь педагогам, реализующим педагогический проект», «Методическая копилка» |
сентябрь-октябрь |
Бондарь Т.Н., Пиликевич В.В. |
13 |
Организация консультационного пункта по вопросам индивидуального сопровождения учащихся, участвующих в проекте |
октябрь |
Пиликевич В.В., Михед И.В., классный руководитель 11 «Б» класса, участник проекта Демидович В.В. |
14 |
Сессия №9 по программе «Жизненные навыки» для учащихся10 класса «Презентация» (дополнение) |
октябрь |
Пиликевич В.В., |
15 |
Сессия №10 по программе «Жизненные навыки» для учащихся 10 класса «Разрешение конфликтов и достойный труд» (дополнение) |
октябрь |
Пиликевич В.В., |
16 |
Сессия №10 по программе «Трудоустройство» для учащихся 11 класса «Управление собой и своим временем» (дополнение) |
октябрь |
Пиликевич В.В., Михед И.В. |
17 |
Сессия №11 по программе «Трудоустройство» для учащихся 11 класса «Ожидаемые сложности» (дополнение) |
октябрь |
Пиликевич В.В., Михед И.В. |
18 |
Стимулирование активности учащихся в социально-образовательной среде (участие в социальных акциях, конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, фестивалях и т.д.) |
октябрь 2020- апрель 2021 |
специалисты СППС, педагог-организатор, педагоги, классные руководители |
19 |
Повышение квалификации участников инновационной деятельности на областных, республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах. |
октябрь 2020- апрель 2021 |
Бондарь Т.Н. |
20 |
Подготовка публикаций, практических занятий, презентаций для проведения семинаров, мастер-классов, тренингов по распространению эффективного опыта |
октябрь 2020- апрель 2021 |
специалисты СППС, педагог-организатор, педагоги, классные руководители |
21 |
Постоянно действующий семинар «Развитие социальных компетенций учащихся» (1. «Работа с низко мотивированными учащимися») |
ноябрь |
Пиликевич В.В. |
22 |
Интегрированный урок по обществоведению в 10-х классах «Планирование личного бюджета» (дополнение) |
ноябрь |
Демидович С.Н. |
23 |
Организация взаимодействия с объектами социума, поиск мотивационных спикеров |
ноябрь |
специалисты СППС, администрация, педагоги |
24 |
Сессия №11 по программе «Жизненные навыки» для учащихся 10 класса «Финансовая грамотность» (дополнение) |
ноябрь |
Пиликевич В.В., |
25 |
Сессия №12 по программе «Трудоустройство» для учащихся 11 класса «Права и обязанности» (дополнение) |
ноябрь |
Пиликевич В.В., Михед И.В. |
26 |
Пополнение «Методической копилки» педагогического проекта (электронная папка с материалами) |
в течение года |
педагоги |
27 |
Постоянно действующий семинар «Развитие социальных компетенций учащихся» (2. «Барьеры общения. Развитие коммуникативных компетенций учащихся») |
январь |
Пиликевич В.В. |
28 |
Апробация адаптированных занятий по программе «Жизненные навыки и трудоустройство» в рамках методической недели СППС «Развитие социально значимых компетенций учащихся в условиях образовательного процесса» |
январь |
специалисты СППС, педагоги, классные руководители |
29 |
Совещание при директоре «Промежуточные итоги реализации педагогического проекта» |
январь |
Казловская Г.Э., директор гимназии |
30 |
Интегрированный урок по обществоведению в 10-х классах ««Мозговой штурм»: экономические функции государства» |
февраль |
Демидович С.Н. |
31 |
Оформление проектного продукта (программа тренингов по развитию социальных компетенций учащихся профориентационной направленности» |
февраль-апрель |
Пиликевич В.В. |
32 |
Публикация по теме проекта в средствах массовой информации |
февраль |
Пиликевич В.В. |
33 |
Разработка методических рекомендаций по распространению эффективного опыта работы по реализации педагогического проекта |
март |
Пиликевич В.В., Бондарь Т.Н., педагоги |
34 |
Постоянно действующий семинар «Развитие социальных компетенций учащихся» (3. «Проблемное поле педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы») |
март |
Пиликевич В.В. |
35 |
Итоговая диагностика ключевых социальных компетенций учащихся |
март-апрель |
Пиликевич В.В., Литвиненко Т.А., педагог социальный, участник проекта |
36 |
Разработка практических рекомендаций для педагогов «Развитие социальных компетенций учащихся в условиях современного образовательного процесса» |
март-апрель |
Пиликевич В.В. |
37 |
Обобщение и анализ методических и дидактических материалов «Методической копилки» |
март-апрель |
Пиликевич В.В. |
38 |
Создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта, обеспечивающего внедрение модели развития социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы |
апрель 2021 |
Пиликевич В.В., Бондарь Т.Н. |
39 |
Составление брошюр по теме педагогического проекта |
апрель 2021 |
Пиликевич В.В. |
40 |
Подготовка итоговой справки «О результатах реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы». |
апрель |
Пиликевич В.В. |
41 |
Выступление на методическом объединении педагогов-психологов района по теме «Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности в учреждениях образования» |
апрель |
Пиликевич В.В. |
42 |
Трансляция передового опыта по результатам проектной деятельности; представление проектного продукта на конференциях, конкурсах педагогического мастерства |
апрель-май |
Пиликевич В.В. |
43 |
Педагогический совет по итогам реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы» |
май |
Казловская Г.Э. |
44 |
Информирование законных представителей о развитии ключевых социально значимых компетенций учащихся в ходе педагогического проекта |
май |
Пиликевич В.В. |
Актуальность программы:
Профессиональное становление в современной психологии понимается как процесс жизненного самоопределения личности, становления субъекта профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев); процесс поэтапного разрешения противоречий между социальными требованиями к профессии и желаниями и возможностями самого человека (Ю.П. Поваренков), формирование профессиональной мотивации, компетентности, профессионально важных качеств (Е.Ф. Зеер).
Формируя благоприятную среду в учреждении образования для успешного профессионального выбора, необходимо чётко понимать, какие направления работы могут помочь развитию профессиональной идентичности учащихся и сделать их активными участниками проектирования своей карьеры и будущего. Успешность личности напрямую зависит от уровня сформированности социальных компетенций: целеполагания, умения понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умения управлять своими эмоциями в общении, способности к эффективной коммуникации. Для того, чтобы определить правомерность такого подхода и оценить эффективность образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство, необходимы адекватные методы диагностики с возможностью последующего анализа и определения путей наилучшей её адаптации в условиях современной школы.
Цель программы:
Обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития учащихся в процессе внедрения инновационного опыта.
Задачи:
Основные направления программы психолого-педагогического сопровождения:
Показателями эффективности реализации инновационного проекта являются:
Сроки реализации программы и её обеспечение:
І этап: технологический (внедренческий) – сентябрь, 2019 – январь, 1021
ІІ этап: рефлексивный - апрель, 2020 – апрель, 2021
Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта:
Педагог-психолог В.В. Пиликевич
свернутьВ.В. Пиликевич, педагог-психолог гимназии
Выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но её выбор должен быть обоснован тем, насколько по своим индивидуально-психологическим качествам человек отвечает требования профессии. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Соответственно, особую роль приобретают методы и формы организации таких ситуаций, в которых подросток получит опыт профессионального самоопределения.
Профессиональное «погружение» создает условия для активного самопознания подростков, исследования собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им погрузиться в мир профессий той сферы, которая вызывает у них наибольший интерес.
При проведении мероприятия важна активность учащегося, его участие в обсуждении модели профессионала. Основная задача педагогов в данном направлении состоит в том, чтобы пробудить у подростка интерес к профессии, заставить задуматься о своем профессиональном самоопределении.
Цель погружения: активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
Задачи:
Ожидаемые результаты. Профориентационное погружение позволит подросткам научиться: анализировать мир профессий, свои возможности, сильные и слабые стороны в ситуации профессионального выбора; определять ключевые профессионально значимые качества в той или иной профессиональной сфере. Позволяет спроецировать модель профессионала на себя, что способствует более осознанному выбору профессии.
В ходе группового взаимодействия в режиме тренингов социальных навыков профориентационной направленности, предусмотренных программой проекта, развиваются лидерские качества и умение строить коммуникацию со сверстниками и взрослыми. В ходе предъявления результатов работы в группе проявляются творческие способности, повышается уверенность в себе, развивается социальная смелость и социальная активность учащегося.
В рамках педагогического проекта гимназии «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы СППС» погружение, как одна из форм реализации проекта, проводится для учащихся 9-11-х классов. Однако, при учёте возрастных особенностей такая форма работы может быть актуальной и для учащихся 7-8-х классов в условиях допрофильного обучения. К участию в мероприятиях могут привлекаться родители-профессионалы в роли мотивационных спикеров, педагоги дополнительного образования, старшеклассники профильных классов. Кроме того, эффективны посещения учащимися государственных и частных предприятий и учреждений, где ребята могут опробовать себя в той профессии, которая их привлекает, либо с выбором которой они уже определились.
В нашей гимназии профессиональное «погружение» проходит во время каникул для заинтересованных детей. Продолжительность такого погружения около 3-4 часов и включает в себя обзорные экскурсии по предприятию либо учреждению, знакомство с особенностями профессиональной деятельности, режимом и условиями труда, требованиями, предъявляемым к специалистам, общение с профессионалами, апробация трудовых действий, знакомство с принципами работы профессионального оборудования, а также с возможностями поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности и дальнейшего профессионального развития.
Так во время зимних каникул некоторые учащиеся нашей гимназии сделали свои первые шаги в профессию.
Соловей Евгений (10 "Б"), Левшук Павел (9 "Б") в рамках профессионального погружения 30.12.2019 посетили пожарную часть. Крупник Дмитрий Иванович, заместитель начальника РОЧС, подробно ознакомил наших учащихся с особенностями профессии спасателя, режимом и условиями работы, содержанием ежедневных тренировок.
Левшук Павел, уже имеющий опыт в альпинизме и спортивном ориентировании, изъявил желание посещать тренировки совместно с командой МЧС. Так же ребята заинтересовались возможностью участвоват ь в соревнованиях юных спасателей от РОЧС нашего района.
Санкович Артем, учащийся 10 "Б" класса уже давно определился с профессией - хочет стать врачом. Поэтому выбор химико-биологического профиля был для него не случайным, а осознанным желанием ещё больше приблизиться к своей цели. 31.12.2019 Артем прошёл профессиональное погружение на базе Узденской районной больницы. Гаврусик Владислав Здиславович, заместитель главврача больницы, познакомил Артёма с особенностями функционирования учреждений здравоохранения, требованиями к специалистам, основными функциональными обязанностями и возможностями поступления в ВУЗы медицинского профиля. Владислав Здиславович провел Артема по поликлинике, лаборатории, терапевтическому и детскому отделениям больницы, показал новейшее медицинское оборудование. Кроме того, были оговорены возможности трудоустройства и практики, в качестве санитара либо медицинского помощника в летний период, что привлекло Артёма. У него появилась ещё одна возможность изучить профессию более детально.
10.01.20 учащаяся педагогической группы 11 класса Шидловская Яна опробовала себя в роли воспитателя. Она провела практическое занятие по теме "Домашние животные" с детьми средней группы на базе ГУДО «Узденский ясли-сад № 3». На занятии присутствовала заместитель директора по методической работе Черноус Оксана Валентиновна, которая отметила высокий уровень подготовки к занятию: презентация, наглядность, раздаточный материал, методически правильно составленный план занятия, учёт возрастных особенностей детей. Будем надеяться, что первые шаги в педагогическую профессию, укрепят желание Яны стать хорошим учителем в будущем.
Необходимо отметить, что сами организации, к которым мы обращались за помощью в профориентации учащихся, заинтересованы в будущих специалистах, для которых профессия – это осознанный выбор, в основе которого заложены природные склонности и способности, устойчивый интерес и желание развиваться профессионально и личностно.
Не стоит забывать о том, что любимая профессия – залог личного благополучия и высокого качества жизни.
свернутьВ рамках «Педагогического марафона» на базе гимназии педагогом-психологом Пиликевич Вероникой Валерьевной был проведён мастер-класс по развитию социальных компетенций у учащихся из опыта работы. Участниками мероприятия стали педагоги-социальные и педагоги-психологи района, а также специалисты районного СПЦ. Вероника Валерьевна представила информацию по реализации международной образовательной программы, целью которой является развитие основных жизненных навыков, создание лучших перспектив в области занятости и расширению возможностей трудоустройства молодёжи. В ходе работы по данной программе с группой учащихся 9-х классов наметилась хорошая перспектива в развитии таких важных навыков социального поведения как:
Участники также были ознакомлены с педагогическим проектом гимназии, основная идея которого заключается в развитии социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.
Данный проект предусматривает такие формы реализации, как «профессиональное погружение», встречи с мотивационными спикерами, диагностика индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности.
Далее участники были ознакомлены с эффективными приёмами работы с учащимися старших классов по направлениям:
- работа над собственными ресурсами, осознание своих сильных и слабых сторон;
- планирование и достижение поставленных целей.
свернутьЦель: повышение психолого-педагогической компетентности участников проекта в вопросах формирования и развития социальных компетенций детей и подростков.
Задачи:
Занятие 1. Осмысление сильных и слабых сторон личности. Формирование адекватной самооценки собственных качеств, способностей и возможностей.
План проведения
Практикум:
Занятие 2. Коммуникативные навыки и эффективное взаимодействие.
План проведения
Практикум:
Занятие 3. Целеполагание: построение индивидуальных планов достижения цели
План проведения
Практикум:
Занятие 4. Эмоциональная саморегуляция и стрессоустойчивость
План проведения
Практикум:
Занятие 5. Работа с низко мотивированными учащимися
План проведения
Практикум:
Занятие 6. Барьеры общения. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
План проведения
Занятие 7. Проблемное поле педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы».
План проведения
Практикум:
свернуть
№ п/п |
ФИО |
Место работы |
Контактный телефон |
1 |
Былина Наталья Владимировна |
ИП, парикмахерский салон «Каприз» |
+375297715678 |
2 |
Хвостов Алексей Владимирович |
ОДО «АйВекоСтрой» |
+375447942621 |
3 |
Шамшаев Сергей Владимирович |
ИП, студия мебели «Стильный интерьер» |
+375293033037 |
4 |
Новиков Владимир Васильевич |
Турагенство «NV» г. Узда |
+375295587174 |
5 |
Титко Дмитрий Александрович |
Начальник «Узденского РОЧС» |
+375291217200 |
6 |
Крупник Дмитрий Иванович |
Заместитель начальника «Узденского РОЧС» |
+375297584571 |
7 |
Литвиненко Сергей Алексеевич |
Начальник «Узденского РГС» филиала ПУ «Дзержинскгаз» |
+375297543181 |
8 |
Соловей Александр Григорьевич |
Главный лесничий «Узденкого ГЛХУ» |
+375291607776 |
9 |
Пиликевич Виктор Владимирович |
ЧУП «ЛегРемАвто» |
+375296783493 |
10 |
Шарай Сергей Сергеевич |
ИП, Услуги фотографа |
+375297073792 |
11 |
Лукашевич Вера Вячеславовна |
Заместитель главного редактора районной газеты «Чырвоная зорка» |
+375297558252 |
12 |
Жук Никита Владимирович |
Студент исторического факультета БГПУ имени Максима Танка |
+375295840953 |
13 |
Адамчевский Александр Александрович |
ИП, Натяжные потолки |
+375292414092 |
14 |
Гаврусик Владислав Здиславович |
Заместитель главного врача Узденской ЦРБ |
+375297865302 |
15 |
Плахова Лилия Ивановна |
ИП, школа «Шатокан каратэ-до» |
+375296471334 |
16 |
Черноус Оксана Валентиновна |
Заместитель директора УДО «Узденский ясли-сад №3» |
+375295059886 |
8. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации общения с детьми, испытывающими трудности социально-психологической адаптации.
9. Будьте последовательны в своих действиях и словах.
Рекомендации педагога-психолога родителям по развитию социальных компетенций и повышению уровня профессионального самоопределения учащихся в подростковом и юношеском возрасте
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным, уверенным в себе и готов тратить на это много денег и сил. Часто в повседневной гонке мы забываем о самом главном в воспитании - отношении к детям. Самые близкие люди — родители - оказывают решающее влияние на отношение ребёнка к себе, его самооценку.
Рекомендации педагога-психолога
по развитию коммуникативных навыков у учащихся
Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать. Вот некоторые правила, которые помогут вам организовать своё общение и сделать его более успешным.
Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу. Поэтому развивайте эмпатию.
Бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.
Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения.
Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения.
Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то, чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.
Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.
Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.
Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.
Книги для самостоятельного изучения по развитию коммуникативных навыков:
Педагог-психолог В.В. Пиликевич
свернутьС августа 2019/2020 учебного года в ГУО «Узденская районная гимназия» началась работа по реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы», согласно поставленной цели и задачам.
Цель: развитие социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство».
Задачи:
Актуальность данного проекта заключается в идее компетентностного подхода в обучении, отличительной особенностью которого является усиление практической жизненной направленности образования. Рассматривая процесс развития социальных компетенций учащихся в контексте допрофильной и профильной подготовки, можно выделить ряд противоречий, из-за которых возможности школьного образования реализуются далеко не полностью.
Во-первых, это связано с пониманием социальной компетентности, ее смыслового содержания, согласно которому традиционное предметное обучение, подготовка к выбору профессии уже сами по себе способствуют развитию социальных компетенций. Однако необходимо понимать, что такие компетенции как целеполагание, умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умение управлять своими эмоциями в общении, способность к эффективной коммуникации в новых условиях могут успешно формироваться только в практической деятельности.
Во-вторых, в ходе профориентационной работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути и профессии, в частности. У многих учащихся обнаруживаются трудности в проектировании собственного будущего, неумение планировать свою деятельность, недостаточное представление о собственных сильных и слабых сторонах личности, в следствие чего профориентация в рамках образовательного процесса всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокого уровня профессионализма.
Основная идея педагогического проекта заключается в развитии социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы посредством внедрения образовательной программы профориентационной направленности «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.
Кроме того, проект предусматривает такие формы реализации, как «профессиональное погружение», встречи с мотивационными спикерами, диагностика индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности.
В качестве проектного продукта предполагается разработка программы тренингов социальных навыков профориентационной направленности, адаптированных к условиям образовательного процесса и требованиям, предъявляемым современным рынком труда к будущим специалистам.
В реализации данного проекта участвуют 40 учащихся (9 «А», 10 «Б» классы) и 5 педагогов: руководитель проекта сертифицированный тренер программы «Жизненные навыки и трудоустройство»/педагог-психолог Пиликевич Вероника Валерьевна, учитель обществоведения и истории/классный руководитель 9 «А» класса Демидович Светлана Николаевна, сертифицированный тренер программы «Жизненные навыки и трудоустройство»/классный руководитель 10 «Б» класса Михед Ирина Васильевна, педагог социальный Литвиненко Татьяна Александровна.
За период с 20.08.2019 по 20.01.2020 было проведено 31 мероприятие согласно календарному плану реализации педагогического проекта. Из них:
- 10 занятий (сессий), разработанных на основе международной образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство»;
- 6 интегрированных занятий по обществоведению;
- мастер-класс по теме проекта (10.10.2019);
- выступления на педагогическом совете (20.08.2019) и педагогическом фестивале (14.12.2019) по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения профильного обучения»;
- 3 групповые консультации с учащимися и педагогами по вопросам реализации педагогического проекта (17.09.2019, 24.09.2019, 27.09.2019);
- стартовая диагностика учащихся и педагогов, участвующих в реализации проекта (17.09.2019, 14-15.10.2019);
- постоянно действующий семинар для педагогов, участников проекта, «Развитие социальных компетенций учащихся» (1. «Осмысление сильных и слабых сторон личности. Формирование адекватной самооценки собственных качеств, способностей и возможностей») (21.11.2019);
- методическая неделя СППС по профориентации (13-18.01.2020);
- профессиональное погружение (04.10.2019, 22.11.2019, 30.12.2019, 31.12.2019, 16.01.2020).
Кроме того, на сайте гимназии была создана вкладка в разделе «Проектная деятельность» для информации о педагогическом проекте.
Разработан и подготовлен баннер проекта. (Приложение)
Для участников подготовлен электронный ресурс в локальной сети «В помощь педагогам, реализующим педагогический проект», где размещаются информационные материалы по проекту. Организованы постоянно действующие семинары «Развитие социальных компетенций учащихся».
Перед началом работы над проектом были пересмотрены и несколько скорректированы методы оценки результатов по выделенным критериям и показателям. В связи с чем, была составлена психолого-педагогическая программа сопровождения проекта и подобран соответствующий диагностический инструментарий. В стартовой диагностике были использованы следующие методики и методы изучения личности учащихся и педагогов, участвующих в проекте:
- методика диагностики индивидуального творческого стиля педагогической деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов);
- опросник А.П. Гольштейна «Определение уровня развития социальных навыков»;
- методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин);
- методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов);
- опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН);
- шкала тревоги Спилбергера-Ханина;
- методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан);
- анкета «Определение психологического климата в классе»;
- анкета «Изучение удовлетворённости образовательным процессом в школе»;
- наблюдение и анализ результатов деятельности.
По результатам диагностики были составлены таблицы первичных эмпирических данных по основным показателям проекта. Для удобства оценки динамики и результативности реализации проекта сырые баллы были приведены к среднеарифметическим значениям.
По результатам стартовой диагностики ключевых социальных компетенций было выявлено, что их самооценка учащимися несколько занижена. Для группы учащихся, участвующих в проекте свойственны трудности самовыражения в общении, затруднения в выражении чувств и переживаний, а также чуть ниже среднего уровень развития навыков коммуникации. (Приложение)
Наиболее эффективными формами работы по проекту явились тренинги социальных навыков, составленные на основе программы «Жизненные навыки и трудоустройство», учитывая возраст и потребности учащихся, а также – профессиональное погружение и взаимодействие с мотивационными спикерами (специалистами-профессионалами).
В рамках проекта по программе «Жизненные навыки» проведены следующие занятия:
15.11.19 - Занятие 1. Что привело нас сюда? Введение и краткий обзор.
Цель: введение в программу «Жизненные навыки», знакомство участников друг с другом, определение ожиданий посредством изучения профессиональных возможностей.
13.12.19 - Занятие 2. Понимание и поиск себя.
Цель: изучение и осознание своих собственных черт, навыков и мотивирующих факторов в жизни.
21.12.19 - Занятие 3. Мотивационные спикеры. Подготовка ко встрече с гостями.
Определение факторов успеха, получение и обобщение полезной информации и вдохновения на идеи от профессионалов.
17.01.20 - Занятие 4. Встреча с мотивационными спикерами. Определение карьерных шагов.
Цель: анализ факторов успеха профессионалов и их накопленного опыта.
Программа «Трудоустройство»:
14.11.19 - Занятие 1. Введение и краткий обзор.
Цель: введение в программу «Трудоустройство», знакомство участников друг с другом, определение ожиданий посредством изучения профессиональных возможностей.
21.11.2019 - Занятие 2. Личные размышления (1).
Цель: изучение и осознание своих собственных черт, навыков и мотивирующих факторов в жизни.
12.12.2019 - Занятие 3. Личные размышления (2).
Цель: повышение способности действовать; развитие коммуникативных навыков и навыков командной работы.
20.12.2019 - Занятие 4. Работа, которая мне подходит.
Цель: осознание требований к профессионалу, которые может предъявить работодатель.
23.12.2019 - Занятие 5. Поиск работы.
Цель: осознание того, что важно при поиске работы.
16.01.2020 - Занятие 6. Мои навыки, возможности и ограничения.
Цель: определение своих сильных и слабых сторон при поиске подработки.
В ходе работы по данной программе с группой учащихся 9-10-х классов наметилась хорошая перспектива в развитии таких важных навыков социального поведения как:
Как показала практика, наиболее сложными для освоения оказались такие социальные компетенции, определяющие успешность личности, как
- работа над собственными ресурсами, осознание своих сильных и слабых сторон;
- самовыражение и самопрезентация;
- планирование и достижение поставленных целей.
Таким образом, дальнейшая работа по программе будет вестись с учётом особенностей и потребностей группы.
Результаты стартовой диагностики самоопределения также выявили, что большинство учащихся имеют трудности в определении профессионального пути. Для учащихся, участников проекта, характерен ярко выраженный статус «кризиса выбора». (Приложение) Причём, в меньшей степени он соответствует учащимся 9-го класса, поскольку некоторые ребята собираются поступать в СУЗы и с профессиональной областью определились. Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего будущего. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходят к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности.
Одна из форм реализации проекта, как было отмечено выше, это профессиональное погружение. Профессиональное «погружение» создает условия для активного самопознания подростков, исследования собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им погрузиться в мир профессий той сферы, которая вызывает у них наибольший интерес.
При проведении мероприятия важна активность учащегося, его участие в обсуждении модели профессионала. Основная задача педагогов в данном направлении состоит в том, чтобы пробудить у подростка интерес к профессии, заставить задуматься о своем профессиональном самоопределении.
Цель погружения - активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
В нашей гимназии профессиональное «погружение» проходило преимущественно во время каникул для заинтересованных детей. Продолжительность такого погружения около 3-4 часов и включало в себя обзорные экскурсии по предприятию либо учреждению, знакомство с особенностями профессиональной деятельности, режимом и условиями труда, требованиями, предъявляемым к специалистам, общение с профессионалами, апробацию трудовых действий, знакомство с принципами работы профессионального оборудования, а также с возможностями поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности и дальнейшего профессионального развития.
Так для учащихся 10 класса групп педагогической направленности 04.10.19 были организованы педагогические пробы в рамках дня самоуправления в гимназии. На зимних каникулах 10.01.20 учащейся было подготовлено и проведено занятие по теме «Домашние животные» с детьми детского сада.
Во время зимних каникул 4 участника проекта также сделали свои первые шаги в профессию. Профессиональное погружение они прошли в пожарной части РОЧС и центральной районной больнице. В результате «погружения» один из учащихся, уже имеющий опыт в альпинизме и спортивном ориентировании, изъявил желание посещать тренировки совместно с командой МЧС. Так же ребята заинтересовались возможностью участвовать в соревнованиях юных спасателей от РОЧС нашего района.
Кроме того, у ребят, определившихся с профессией медицинского профиля, появилась возможность трудоустройства и практики в качестве санитара либо медицинского помощника в летний период. У них появилась ещё одна возможность изучить профессию более детально.
Необходимо отметить, что сами организации, к которым мы обращались за помощью в реализации проекта, заинтересованы в будущих специалистах, для которых профессия – это осознанный выбор, в основе которого заложены природные склонности и способности, устойчивый интерес и желание развиваться профессионально и личностно.
Руководитель проекта В.В. Пиликевич
свернуть