Педагогический проект «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы СППС»

Содержание педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы»

развернуть

Срок реализации: 2019 – 2021

 

Руководитель педагогического проекта:

Пиликевич Вероника Валерьевна, педагог-психолог

тел.: 8(029) 349 79 54

E-mail: nika.pil@mail.ru

                                             

 

 

 

 

 

Узда, 2019

 


Юридическое название учреждения образования: государственное учреждение образования «Узденская районная гимназия»

Тема педагогического проекта: «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы»

Срок реализации педагогического проекта: 2019 – 2021

Сведения о руководителе учреждения образования: Казловская Галина Эдуардовна, директор государственного учреждения образования «Узденская районная гимназия»

Сведения о руководителе (координаторе) педагогического проекта: Пиликевич Вероника Валерьевна, педагог-психолог

Сведения об участниках реализации педагогического проекта:

Михед Ирина Васильевна, педагог социальный, Бондарь Татьяна Николаевна, заместитель директора по методической работе, Соловей Оксана Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе, Литвиненко Татьяна Александровна, педагог-организатор, Демидович Светлана Николаевна, учитель истории и обществоведения, Гладкая Галина Валентиновна, учитель истории и обществоведения, классные руководители 9-10-х классов, учащиеся 9-х и 10-х классов гимназии.

Актуальность педагогического проекта. Современный этап общественного развития характеризуется стремительными преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня необходимы люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени являются идеи компетентностного подхода в обучении, отличительной особенностью которого является усиление практической жизненной направленности образования.

А.В. Хуторской трактует компетентность как «комплексную характеристику личности, отражающую результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющуюся в готовности и способности принимать ответственные решения в автономной социально-ориентированной ситуации» [30].

В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в различных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.

По мнению Н.В. Веселковой, Е.В. Прямиковой, под социальной компетентностью личности понимаются «знания, умения и навыки конкретного индивида, приобретенные и усвоенные им в результате взаимодействия с социумом, и его способность ориентироваться в социальной среде» [4].

Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. 

Рассматривая процесс развития социальных компетенций учащихся в контексте допрофильной и профильной подготовки, можно выделить ряд противоречий, из-за которых возможности школьного образования реализуются далеко не полностью.

Во-первых, это связано с пониманием социальной компетентности, ее смыслового содержания. По мнению некоторых учителей «традиционное предметное обучение, подготовка к выбору профессии уже сами по себе способствуют развитию социальных компетенций». Социальная компетентность рассматривается в данном случае как результат предметного обучения. Однако необходимо понимать, что основные её компоненты, связанные с такими компетенциями как целеполагание, умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умение управлять своими эмоциями в общении, способность к эффективной коммуникации могут успешно формироваться только в практической деятельности.

Во-вторых, в ходе профориентационной работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути и профессии, в частности. У многих учащихся обнаруживаются трудности в проектировании собственного будущего, неумение планировать свою деятельность, недостаточное представление о собственных сильных и слабых сторонах личности, в следствие чего профориентация в рамках образовательного процесса всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокого уровня профессионализма.

В последние годы эти данные подтверждают и психодиагностические исследования, проводимые в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения в гимназии. Около 40% учащихся 9-х классов испытывают различного рода трудности в выборе своего профессионального пути и постановке долгосрочных целей, связанных с профессиональной самореализацией. Для того, чтобы правильно выбрать профиль дальнейшего обучения, учащемуся необходимо чётко осознавать свои профессиональные интересы и склонности и сферу их успешной реализации, правильно оценивать свои возможности, знать свои сильные и слабые стороны.

Следовательно, развитие жизненных навыков и активная жизненная позиция позволит учащимся осознанно выстраивать жизненные и профессиональные стратегии.

В октябре-ноябре 2018 года специалисты социально-педагогической и психологической службы ГУО «Узденская районная гимназия» прошли профессиональную подготовку по технологии обучения международной образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство: тренинговая программа для молодёжи» и получили сертификаты квалифицированных тренеров.

С января 2019 года гимназия участвует в реализации международной образовательной программы, целью которой является развитие основных жизненных навыков, создание лучших перспектив в области занятости и расширению возможностей трудоустройства молодёжи. В ходе работы по данной программе с группой учащихся 9-х классов наметилась хорошая перспектива в развитии таких важных навыков социального поведения как:

  • взаимодействие в коллективе и самопрезентация;
  • поведение в стрессовых ситуациях и позитивное общение; 
  • адекватная самооценка и эмпатия; 
  • саморегуляция поведения и эмоций; 
  • решение проблемных ситуаций; 
  • позитивное и конструктивное отношение к собственной личности.

В связи с получением положительного опыта в ходе реализации программы, решено было продолжить работу по данному направлению деятельности.

Таким образом, актуальность проекта подтверждается характером выше описанных выявленных противоречий в развитии личности на этапе профессионального и личностного самоопределения.

Новизна проекта заключается в обеспечении комплексного подхода к развитию социальных компетенций учащихся по двум основным векторам:

  • осуществление практико-ориентированного подхода посредством дополнения содержания образования эффективной образовательной программой по развитию жизненных навыков и подготовки к трудоустройству, а также стимулирования активности учащихся в социально-образовательной среде (участие в социальных акциях, конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, фестивалях и т.д.);
  • усиление межпредметных связей, используя возможности образовательного процесса: проведение интегрированных уроков по обществоведению.

Практическая значимость проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов учреждений образования при организации работы по сопровождению допрофильного и профильного обучения.

Кроме того, основным моментом, который даёт возможность предположить получение положительных результатов от реализации проекта, является высокая сочетаемость содержания программы развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству с содержанием деятельности социально-педагогической и психологической службы гимназии, а также учебных занятий по предмету «Обществоведение». Кроме того, реализация проекта может обеспечить практическую направленность в усвоении необходимых знаний, умений и навыков по учебным предметам, способствуя успешному развитию социально значимых компетенций учащихся, позволяя им осознанно выстраивать жизненные и профессиональные стратегии своего будущего.

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

В состав творческой группы по реализации педагогического проекта входят педагоги, имеющие высшую и первую квалификационные категории, с педагогическим стажем более 10 лет. Педагог-психолог В.В. Пиликевич, педагог социальный И.В. Михед являются сертифицированными тренерами программы по развитию жизненных навыков и подготовки к трудоустройству; оба специалиста, а также учитель истории и обществоведения Г.В. Гладкая являются руководителями районных методических объединений педагогов.  Учитель истории и обществоведения С.Н. Демидович является членом областной творческой группы и руководителем регионального ресурсного центра информационных технологий «Неман», имеет второе высшее психолого-педагогическое образование. Два специалиста, участника проекта, С.Н. Демидович и В.В. Пиликевич - победители районного этапа и лауреаты областного этапа конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Педагог-психолог года».

В гимназии созданы все необходимые условия для реализации проекта: аудитория для проведения групповой тренинговой работы с учащимися, оснащённая компьютером и интерактивной доской; модернизированный кабинет истории и обществоведения, кабинеты педагога-психолога и педагога социального, оснащённые необходимыми учебно-методическими комплексами и литературой. Кроме того, реализация образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» осуществляется при финансовой поддержке Европейской комиссии и Австрийского агентства по развитию.

Цель: развитие социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство».

Задачи:

  1. Создать образовательное пространство для успешной реализации педагогического проекта.
  2. Организовать психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение проекта.
  3. Осуществлять практико-ориентированный подход посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» и стимулирования активности учащихся в социально-образовательной среде.
  4. Способствовать укреплению межпредметных связей, используя возможности образовательного процесса.
  5. Оценить и обобщить результаты проекта, подготовить методические рекомендации и проектные продукты, способствующие развитию социальных компетенций учащихся в условиях образовательного процесса.

Основная идея педагогического проекта заключается в развитии социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.

Модель будущего образовательного процесса и способ ее реализации. Расширение возможностей имеет много форм. Одна из них – способность видеть доступные ресурсы и наличие знаний, позволяющих принимать правильные решения и использовать эти возможности. Поэтому при создании модели будущего образовательного процесса, учитывался тот факт, что она должна удовлетворять основным требованиям, поддерживающим логику проекта – это целесообразность и соответствие возрастным особенностям и актуальным потребностям личности учащихся.

В этой связи проект ориентирован на учащихся 9-10-х классов, поскольку согласно возрастной периодизации процесса профессионализации, это период развития профессионального самосознания и уточнения социально-профессионального статуса [22].

Кроме того, это сенситивный период для интенсивного развития критического мышления, системы личных морально-этических норм и ценностей, самосознания и личностных смыслов. В этом плане для социальной адаптации востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия.

Подросток начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.

Итак, социальная компетентность в контексте нашей образовательной модели понимается как интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли [29].

Таким образом, модель будущего образовательного процесса представляет собой взаимодополняющую систему усвоения необходимых знаний, умений и навыков учащимся через содержание деятельности социально-педагогической и психологической службы и проведение интегрированных учебных занятий по обществоведению и психологии в сочетании с программой развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству.

Результатом подобного тандема должно стать успешное развитие социальных компетенций учащихся.

Образовательная программа развития жизненных навыков и подготовки к трудоустройству имеет два модуля:

  1. Программа «Жизненные навыки» (9-е классы)
  2. Программа «Трудоустройство» (10-е классы).

Программа «Жизненные навыки» состоит из 11 сессий, программа «Трудоустройство» содержит 12 сессий, продолжительностью 2 – 2,5 часа каждая.

Формат учебной программы даёт учащимся возможность достичь личностного развития, установить социальные связи и соотнести практические действия с будущими целями.

Рассмотрим ключевые компетенции, которые будут сформированы у учащихся в процессе реализации программы «Жизненные навыки»:

  1. Личностное понимание.
  2. Определение составляющих успеха.
  3. Постановка и достижение целей.
  4. Критическое мышление.
  5. Гендерные права и право на трудоустройство.
  6. Управление конфликтами и решение проблем.
  7. Эффективное общение.
  8. Финансовая грамотность.

Ключевые компетенции, которые будут сформированы у учащихся в процессе реализации программы «Трудоустройство»:

  1. Осмысление сильных сторон и профессиональных навыков.
  2. Техники поиска рабочего места.
  3. Как произвести хорошее впечатление на рабочем месте.
  4. Эффективное общение.
  5. Эффективное распределение времени.
  6. Предвидение трудностей и поиск путей их решений.
  7. Развитие самосознания в рабочем контексте.
  8. Понимание прав и этики поведения на рабочем месте.

Практические приложения, которые будут использоваться в период реализации программ:

  • Написание резюме
  • Поиск рабочего места
  • Прохождение интервью
  • Определение следующего шага.
  • Составление мотивационного письма.
  • Подготовка презентации.
  • Презентация.

Участники при поддержке тренеров смогут определить свою идентичность, самостоятельно сформулировать личные цели и применить навыки, которые станут залогом успешного будущего не только учащихся, но и их социального окружения. Выполняя практические упражнения, участники получат возможность решить, что им больше подходит: работа по найму или предпринимательство. Практические упражнения можно будет использовать не только в период реализации представленной программы, но и в решении будущих жизненных задач.

Для поддержки теоретической базы, осуществления межпредметных связей и повышения эффективности проекта планируется проводить интегрированные занятия по смежным темам по учебному предмету «Обществоведение».

Одна из составляющих эффективного опыта овладения ключевыми компетенциями – это рефлексия и самоанализ, которые обязательны для занятий.

Для оценки эффективности планируется использовать такие методы как наблюдение, анкетирование, опрос, метод социометрии, стандартизированные тесты и методики.  

Этапы проведения диагностических мероприятий:

1 этап.  Стартовая диагностика (сентябрь-октябрь)

2 этап.  Промежуточная диагностика (март- апрель)

3 этап.  Итоговая диагностика (март-апрель 2020/2021 учебного года)

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта

п/п

Критерии

Показатели

Оценка результатов

1.

Развитие личности учащегося

 

 

Снижение тревоги и повышение стрессоустойчивости

Тест уровня школьной тревоги Филлипса

Уверенность в себе и самомотивация

Анкетирование

Повышение мотивации достижения

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана

Умение понимать чувства других людей, эмпатия

Тест на эмпатию В.В.Бойко

2.

Профес-сиональная ориентация учащегося

Самооценка своих возможностей и способностей при профвыборе, знание своих сильных и слабых сторон личности

Методика «Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся» Л.А. Йовайши

Умение планировать своё будущее и профессиональную карьеру

Метод построения индивидуальных планов достижения целей

Определение сферы профессиональной деятельности

Тест «Работник или предприниматель»

3.

Межличностное взаимо-действие

 

 

 

 

Улучшение психоэмоционального климата в классном коллективе

Социометрия

Межличностное общение

Анкетирование

Улучшение коммуникативных навыков

Опросник коммуникативных и организаторских склонностей Б.А. Федоршина (КОС)

Знание стратегий поведения в конфликтных ситуациях общения

Тест Томаса

4.

Педагогическая и исследовательская компетентность педагогов

Индивидуальный стиль деятельности

Методика диагностики индивидуального творческого стиля педагогической деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов)

Удовлетворённость педагогов результатами реализации проекта

 

Анкетирование

Укрепление субъект-субъектных отношений взаимодействия учащихся и педагогов

Анкетирование

 

Список использованных источников

  1. Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5444/ (дата обращения: 20.03.2019).
  2. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб., 1996. – 188 с.
  3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось – 89, 2001. – 224 с.
  4. Веселкова, Н.В. Социальная компетентность взросления [Текст] / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. – 38 с.
  5. Гирина В.Н., Шалашкевич Е.И., Воронович В.М.  Методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» (9кл.) // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. -№5. .– С.48-56.
  6. Гирина, В. Н.  "Формирование базовых знаний по проблеме человека в курсе "Человек и общество" (8-9 классы):дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В.Н. Гирина. – Москва, 1993. – 285 с.
  7. Гирина, В. Н., Снопкова, Е. И., Шалашкевич Е. И. Обществоведение в 9 классе : учебно-методическое, пособие для  учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения / В. Н. Гирина, Е. И. Снопкова, Е. И. Шалашкевич. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. –[204 с.]
  8. Гирина, В.Н. Жизнь общества: 10-й кл.: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорус. и  рус. яз. обучения/ В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2014. – [120с.] – (Обществоведение. Факультативные занятия).
  9. Гирина, В.Н. Интегративный характер обществоведения / В.Н. Гирина // Материалы научно-методической конф. преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2009 г., 3 февр. 2010 г. / под ред. А.В. Иванова. - Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2010. - С. 13-14. - [2 с].
  10. Гирина, В.Н., Смирнова, Е.Ю. Жизнь общества: 10-й кл.: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и  русским  языком обучения/ В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2014. – [260с.] – (Обществоведение. Факультативные занятия).
  11. Гирина, В.Н., Шалашкевич, Е.И., Воронович, В.М. Социальная ориентация личности: Методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» »(9кл.) // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. -№1. .– С.49-56.
  12. Жизненные навыки и трудоустройство: тренинговая программа для молодёжи/ разраб. Aflatoun и SOS Kinderdorf Österreich, 2018. – 142 с.
  13. Жукова, А.В. Интеграционный подход к метапредметности образования. Опыт практика / А.В. Жукова // Нац. проекты [Электронный ресурс].   Режим доступа:http://mars.arbicon.ru/?mdl=content&id=123144. — Дата доступа: 06.03.2019.
  14. Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с. – (Мастерская учителя).
  15. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход//Образование и наука. 2003. № 5(23). С. 79 — 90.
  16. Карнаух, Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы. [Текст] / Ю.А Карнаух. – Омск: «ООЦПО». 2002.
  17. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под
    ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»,
    2007. - 327 с.
  18. Концепция учебного предмета «Обществоведение» – Минск : НИО, 2009.
  19. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.
  20. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.
  21. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — с. 3–12.
  22. Маркова, А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с. 
  23. Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов / Е. Е. Миронова. – М., 2005. – 155 с.
  24. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ Осницкий А.К. // журнал «Вопросы психологии» – 1992. № 10. – С. 30 -32.
  25. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
  26. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст]/Г.В. Резапкина – Москва: «Просвещение», 2000. – 78 с.
  27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.// Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  28. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - C. 193-197.
  29. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.
  30. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения / А.В.Хуторской // Педагогические технологии. — 2012. — № 4. — С.36—48.
свернуть

Календарный план реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы» на 2020/2021 учебный год

развернуть

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

1

Рассмотрение вопроса о реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы

 социально-педагогической и психологической службы» на педагогическом совете

август

Пиликевич В. В., педагог-психолог, руководитель проекта

2

Издание приказа о продолжении работы по реализации педагогического проекта, определении состава творческой группы педагогов

август

Бондарь Т. Н., заместитель директора по методической работе

3

Заседание методического совета гимназии «Формирование, презентация и трансляция опыта работы педагогов по формированию и развитию социальных компетенций учащихся»

сентябрь

Бондарь Т. Н.

5

Определение динамики компетентности педагогов в области формирования социальных компетенций  учащихся.

сентябрь

Пиликевич В.В

6

Размещение информации о педагогическом проекте на сайте гимназии

август-сентябрь

Пиликевич В.В.

7

Проведение родительских собраний «Взаимодействие семьи и школы в формировании социальных навыков учащихся» с целью информирования о целях и задачах проекта в текущем учебном году

сентябрь

Тригубович В.В., заместитель директора по воспитательной работе

Пиликевич В.В.,

классные руководители

8

Заседание творческой группы «Организация работы участников педагогического проекта по разработке методических рекомендаций»

сентябрь

Пиликевич В.В.,

Бондарь Т.Н.

9

Инструктивно-методическое совещание «Ведение документации в процессе реализации педагогического проекта»

сентябрь

Бондарь Т.Н.

10

Участие в олимпиадах по обществоведению, финансовой грамотности

 

сентябрь-октябрь

Демидович С.Н., учитель истории и обществоведения, участник проекта

11

Диагностика индивидуального творческого стиля деятельности педагогов, ответственных за реализацию проекта

октябрь

Пиликевич В.В.

12

Пополнение электронного ресурса в локальной сети «В помощь педагогам, реализующим педагогический проект», «Методическая копилка»

сентябрь-октябрь

Бондарь Т.Н., Пиликевич В.В.

13

Организация консультационного пункта по вопросам индивидуального сопровождения учащихся, участвующих в проекте

октябрь

Пиликевич В.В.,

Михед И.В., классный руководитель 11 «Б» класса, участник проекта

Демидович В.В.

14

Сессия №9 по программе «Жизненные навыки» для учащихся10 класса «Презентация» (дополнение)

октябрь

Пиликевич В.В.,

15

Сессия №10 по программе «Жизненные навыки» для учащихся 10 класса «Разрешение конфликтов и достойный труд» (дополнение)

октябрь

Пиликевич В.В.,

16

Сессия №10 по программе «Трудоустройство» для учащихся 11 класса «Управление собой и своим временем» (дополнение)

октябрь

Пиликевич В.В., Михед И.В.

17

Сессия №11 по программе «Трудоустройство» для учащихся 11 класса «Ожидаемые сложности» (дополнение)

октябрь

Пиликевич В.В., Михед И.В.

18

Стимулирование активности учащихся в социально-образовательной среде (участие в социальных акциях, конкурсах, мероприятиях, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, фестивалях и т.д.)

октябрь 2020- апрель 2021

специалисты СППС, педагог-организатор, педагоги, классные руководители

19

Повышение квалификации участников инновационной деятельности на областных, республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах.

октябрь 2020- апрель 2021

Бондарь Т.Н.

20

Подготовка публикаций, практических занятий, презентаций для проведения семинаров, мастер-классов, тренингов по распространению эффективного опыта

октябрь 2020- апрель 2021

специалисты СППС, педагог-организатор, педагоги, классные руководители

21

Постоянно действующий семинар «Развитие социальных компетенций учащихся» (1. «Работа с низко мотивированными учащимися»)

ноябрь

Пиликевич В.В.

22

Интегрированный урок по обществоведению в 10-х классах «Планирование личного бюджета» (дополнение)

ноябрь

Демидович С.Н.

23

Организация взаимодействия с объектами социума, поиск    мотивационных спикеров

ноябрь

специалисты СППС, администрация,  педагоги

24

Сессия №11 по программе «Жизненные навыки» для учащихся 10  класса «Финансовая грамотность» (дополнение)

ноябрь

Пиликевич В.В.,

25

Сессия №12 по программе «Трудоустройство» для учащихся 11 класса «Права и обязанности» (дополнение)

ноябрь

Пиликевич В.В., Михед И.В.

26

Пополнение «Методической копилки» педагогического проекта (электронная папка с материалами)

в течение года

педагоги

27

Постоянно действующий семинар «Развитие социальных компетенций учащихся» (2. «Барьеры общения. Развитие коммуникативных компетенций учащихся»)

январь

Пиликевич В.В.

28

Апробация адаптированных занятий по программе «Жизненные навыки и трудоустройство» в рамках методической недели СППС «Развитие социально значимых компетенций учащихся в условиях образовательного процесса»

январь

специалисты СППС,

педагоги, классные руководители

29

Совещание при директоре «Промежуточные итоги реализации педагогического проекта»

январь

Казловская Г.Э., директор гимназии

30

Интегрированный урок по обществоведению в 10-х классах ««Мозговой штурм»: экономические функции государства»

февраль

Демидович С.Н.

31

Оформление  проектного продукта (программа тренингов по развитию социальных компетенций учащихся профориентационной направленности»

февраль-апрель

Пиликевич В.В.

32

Публикация по теме проекта в средствах массовой информации

февраль

Пиликевич В.В.

33

Разработка методических рекомендаций по распространению эффективного опыта работы по реализации педагогического проекта

март

Пиликевич В.В.,

Бондарь Т.Н., педагоги

34

Постоянно действующий семинар «Развитие социальных компетенций учащихся» (3. «Проблемное поле педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы»)

март

Пиликевич В.В.

35

Итоговая диагностика ключевых социальных компетенций учащихся

март-апрель

Пиликевич В.В., Литвиненко Т.А., педагог социальный, участник проекта

36

Разработка практических рекомендаций для педагогов «Развитие социальных компетенций учащихся в условиях современного образовательного процесса»

март-апрель

Пиликевич В.В.

37

Обобщение и анализ методических и дидактических материалов «Методической копилки»

март-апрель

Пиликевич В.В.

38

Создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта, обеспечивающего внедрение модели развития социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы

апрель 2021

Пиликевич В.В., Бондарь Т.Н.

39

Составление брошюр по теме педагогического проекта

апрель 2021

Пиликевич В.В.

40

Подготовка итоговой справки «О результатах реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы».

апрель

Пиликевич В.В.

41

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов района по теме «Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности в учреждениях образования»

апрель

Пиликевич В.В.

42

Трансляция передового опыта по результатам проектной деятельности; представление проектного продукта на конференциях, конкурсах педагогического мастерства

апрель-май

Пиликевич В.В.

43

Педагогический совет по итогам реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы  социально-педагогической и психологической службы»

май

Казловская Г.Э.

44

Информирование законных представителей о развитии ключевых социально значимых компетенций учащихся в ходе педагогического проекта

май

Пиликевич В.В.

свернуть

Психолого-педагогическая программа сопровождения педагогического проекта

развернуть

Актуальность программы:

Профессиональное становление в современной психологии понимается как процесс жизненного самоопределения личности, становления субъекта профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев); процесс поэтапного разрешения противоречий между социальными требованиями к профессии и желаниями и возможностями самого человека (Ю.П. Поваренков), формирование профессиональной мотивации, компетентности, профессионально важных качеств (Е.Ф. Зеер).

Формируя благоприятную среду в учреждении образования для успешного профессионального выбора, необходимо чётко понимать, какие направления работы могут помочь развитию профессиональной идентичности учащихся и сделать их активными участниками проектирования своей карьеры и будущего. Успешность личности напрямую зависит от уровня сформированности социальных компетенций: целеполагания, умения понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умения управлять своими эмоциями в общении, способности к эффективной коммуникации. Для того, чтобы определить правомерность такого подхода и оценить эффективность образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство, необходимы адекватные методы диагностики с возможностью последующего анализа и определения путей наилучшей её адаптации в условиях современной школы.

Цель программы:

Обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития учащихся в процессе внедрения инновационного опыта.

Задачи:

  • систематически отслеживать психоэмоциональный статус учащихся и динамику их психологического развития;
  • оказывать помощь в построении индивидуального плана развития личности учащихся, содействовать формированию устойчивой мотивации достижения и социальной зрелости в соответствии с целями и задачами проекта;
  • способствовать созданию психолого-педагогических условий, повышающих уровень профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации образовательных проектов.

Основные направления программы психолого-педагогического сопровождения:

  1. развитие профессионального и личностного самоопределения учащихся;
  2. развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности;
  3. способствование успешной социально-психологической адаптации личности и развитие социальных компетенций;
  4. развитие креативности, творческого потенциала и уникальности личности;
  5. формирование коммуникативной компетентности и форм продуктивного общения;
  6. формирование эстетической культуры и социальной зрелости личности.

Показателями эффективности реализации инновационного проекта являются:

  • уровень личностного развития и профессионального самоопределения;
  • мотивация достижения;
  • уровень сформированности коммуникативных навыков;
  • умение планировать своё будущее и профессиональную карьеру (целеполагание);
  • уверенность в себе и самооценка;
  • снижение тревоги и повышение стрессоустойчивости;
  • умение понимать чувства других людей, эмпатия;
  • удовлетворенность участников проекта процессом и результатами работы.

Сроки реализации программы и её обеспечение:

І этап: технологический (внедренческий) – сентябрь, 2019 – январь, 1021

  • изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению инновационной деятельности;
  • поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в практику психолого-педагогического сопровождения;
  • апробация программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности);
  • определение диагностического инструментария исходя из критериев и показателей эффективности реализации проекта;
  • методическое оснащение психологической службы;
  • стартовый мониторинг образовательного процесса (сентябрь-октябрь. 2019);
  • Организация консультационного пункта по вопросам индивидуального сопровождения учащихся, участвующих в проекте (работа с практическими пособиями, построение индивидуальных планов развития и достижения целей, личностное и профессиональное самоопределение).

 

ІІ этап: рефлексивный   - апрель, 2020 – апрель, 2021

  • отслеживание динамики развития учащихся по основным показателям эффективности;
  • оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.
  • промежуточный мониторинг эффективности реализации образовательного проекта: проведение промежуточной диагностики учащихся в соответствии с основными критериями и показателями эффективности реализации ПП, обработка результатов и составление таблиц первичных эмпирических данных (март – апрель, 2020);
  • интерпретация и анализ результатов диагностики, выявление динамики по показателям эффективности, оформление справки и составление рекомендаций для участников педагогического проекта;
  • корректировка системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта;
  • коррекционно-развивающая работа с учащимися, нуждающимися в психолого-педагогической помощи;
  • оказание консультативной помощи педагогам по вопросам психолого-педагогического сопровождения, проведение индивидуальной и групповой работы с участниками проекта.
  • итоговая диагностика в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта (март – апрель, 2021);
  • обработка и интерпретация результатов внедрения психолого-педагогического сопровождения;
  • составление справки по результатам итоговой диагностики, определение перспектив и путей дальнейшей работы по внедрению педагогического опыта.

Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта:

  • адаптация учащихся в условиях реализации педагогического проекта;
  • положительная динамика формирования личностного и профессионального самоопределения;
  • повышение уровня развития социальных компетенций учащихся;
  • повышение социальной зрелости учащихся;
  • психологическая готовность выпускников гимназии к самостоятельной жизни;
  • опыт проектной деятельности и повышение профессиональной компетентности в освоении образовательных программ и инновационных технологий.

 

Педагог-психолог                                                                  В.В. Пиликевич

свернуть

Профессиональное «погружение» как способ развития профессионального самосознания учащихся

развернуть

В.В. Пиликевич, педагог-психолог гимназии

 

Выбор профессии – один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Необходимо, чтобы профессия соответствовала интересам личности, но её выбор должен быть обоснован тем, насколько по своим индивидуально-психологическим качествам человек отвечает требования профессии. Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Соответственно, особую роль приобретают методы и формы организации таких ситуаций, в которых подросток получит опыт профессионального самоопределения.

Профессиональное «погружение» создает условия для активного самопознания подростков, исследования собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им погрузиться в мир профессий той сферы, которая вызывает у них наибольший интерес.

При проведении мероприятия важна активность учащегося, его участие в обсуждении модели профессионала. Основная задача педагогов в данном направлении состоит в том, чтобы пробудить у подростка интерес к профессии, заставить задуматься о своем профессиональном самоопределении.

Цель погружения: активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

Задачи:

  • повысить информированность учащихся об особенностях различных профессий;
  • расширить кругозор, способствующий глубокому пониманию сути профессиональной деятельности;
  • развивать коммуникативные способности;
  • способствовать развитию социальной смелости и активности.

Ожидаемые результаты. Профориентационное погружение позволит подросткам научиться: анализировать мир профессий, свои возможности, сильные и слабые стороны в ситуации профессионального выбора; определять ключевые профессионально значимые качества в той или иной профессиональной сфере. Позволяет спроецировать модель профессионала на себя, что способствует более осознанному выбору профессии.

В ходе группового взаимодействия в режиме тренингов социальных навыков профориентационной направленности, предусмотренных программой проекта, развиваются лидерские качества и умение строить коммуникацию со сверстниками и взрослыми. В ходе предъявления результатов работы в группе проявляются творческие способности, повышается уверенность в себе, развивается социальная смелость и социальная активность учащегося.

В рамках педагогического проекта гимназии «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы СППС» погружение, как одна из форм реализации проекта, проводится для учащихся 9-11-х классов. Однако, при учёте возрастных особенностей такая форма работы может быть актуальной и для учащихся 7-8-х классов в условиях допрофильного обучения. К участию в мероприятиях могут привлекаться родители-профессионалы в роли мотивационных спикеров, педагоги дополнительного образования, старшеклассники профильных классов. Кроме того, эффективны посещения учащимися государственных и частных предприятий и учреждений, где ребята могут опробовать себя в той профессии, которая их привлекает, либо с выбором которой они уже определились.

В нашей гимназии профессиональное «погружение» проходит во время каникул для заинтересованных детей. Продолжительность такого погружения около 3-4 часов и включает в себя обзорные экскурсии по предприятию либо учреждению, знакомство с особенностями профессиональной деятельности, режимом и условиями труда, требованиями, предъявляемым к специалистам, общение с профессионалами, апробация трудовых действий, знакомство с принципами работы профессионального оборудования, а также с возможностями поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности и дальнейшего профессионального развития.

Так во время зимних каникул некоторые учащиеся нашей гимназии сделали свои первые шаги в профессию.

Соловей Евгений (10 "Б"), Левшук Павел (9 "Б") в рамках профессионального погружения 30.12.2019 посетили пожарную часть. Крупник Дмитрий Иванович, заместитель начальника РОЧС, подробно ознакомил наших учащихся с особенностями профессии спасателя, режимом и условиями работы, содержанием ежедневных тренировок.

      

 Левшук Павел, уже имеющий опыт в альпинизме и спортивном ориентировании, изъявил желание посещать тренировки совместно с командой МЧС. Так же ребята заинтересовались возможностью участвоват  ь в соревнованиях юных спасателей от РОЧС нашего района.

   


Санкович Артем, учащийся 10 "Б" класса уже давно определился с профессией - хочет стать врачом. Поэтому выбор химико-биологического профиля был для него не случайным, а осознанным желанием ещё больше приблизиться к своей цели. 31.12.2019 Артем прошёл профессиональное погружение на базе Узденской районной больницы. Гаврусик Владислав Здиславович, заместитель главврача больницы, познакомил Артёма с особенностями функционирования учреждений здравоохранения, требованиями к специалистам, основными функциональными обязанностями и возможностями поступления в ВУЗы медицинского профиля. Владислав Здиславович провел Артема по поликлинике, лаборатории, терапевтическому и детскому отделениям больницы, показал  новейшее медицинское оборудование. Кроме того, были оговорены возможности трудоустройства и практики, в качестве санитара либо медицинского помощника в летний период, что  привлекло Артёма. У него появилась ещё одна возможность изучить профессию более детально.

          


10.01.20 учащаяся педагогической группы 11 класса Шидловская Яна опробовала себя в роли воспитателя. Она провела практическое занятие по теме "Домашние животные" с детьми средней группы на базе ГУДО «Узденский ясли-сад № 3». На занятии присутствовала заместитель директора по методической работе Черноус Оксана Валентиновна, которая отметила высокий уровень подготовки к занятию: презентация, наглядность, раздаточный материал, методически правильно составленный план занятия, учёт возрастных особенностей детей. Будем надеяться, что первые шаги в педагогическую профессию, укрепят желание Яны стать хорошим учителем в будущем.

Необходимо отметить, что сами организации, к которым мы обращались за помощью в профориентации учащихся, заинтересованы в будущих специалистах, для которых профессия – это осознанный выбор, в основе которого заложены природные склонности и способности, устойчивый интерес и желание развиваться профессионально и личностно.

Не стоит забывать о том, что любимая профессия – залог личного благополучия и высокого качества жизни.

свернуть

Мастер-класс "Развитие социальных компетенций у учащихся"

24.10.2019
развернуть

В рамках «Педагогического марафона» на базе гимназии педагогом-психологом Пиликевич Вероникой Валерьевной был проведён мастер-класс по развитию социальных компетенций у учащихся из опыта работы. Участниками мероприятия стали педагоги-социальные и педагоги-психологи района, а также специалисты районного СПЦ. Вероника Валерьевна представила информацию по реализации международной образовательной программы, целью которой является развитие основных жизненных навыков, создание лучших перспектив в области занятости и расширению возможностей трудоустройства молодёжи. В ходе работы по данной программе с группой учащихся 9-х классов наметилась хорошая перспектива в развитии таких важных навыков социального поведения как:

  • взаимодействие в коллективе и позитивное общение;
  • целеполагание и самопрезентация; 
  • саморегуляция поведения и эмоций; 
  • решение проблемных ситуаций; 
  • позитивное и конструктивное отношение к собственной личности.

Участники также были ознакомлены с педагогическим проектом гимназии, основная идея которого заключается в развитии социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.

Данный проект предусматривает такие формы реализации, как «профессиональное погружение», встречи с мотивационными спикерами, диагностика индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности.

Далее участники были ознакомлены с эффективными приёмами работы с учащимися старших классов по направлениям:

- работа над собственными ресурсами, осознание своих сильных и слабых сторон;

- планирование и достижение поставленных целей.

свернуть

Программа семинара «Развитие социальных компетенций учащихся»

развернуть

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников проекта в вопросах формирования и развития социальных компетенций детей и подростков.

Задачи:

  • актуализировать знания участников в области социальной и возрастной психологии;
  • создать условия для профессионального и личностного роста педагогов, способствующие повышению качества образовательного процесса, успешной социализации и профориентации учащихся;
  • осуществлять постоянную рефлексию деятельности и координировать взаимодействие участников в ходе реализации проекта.

Занятие 1. Осмысление сильных и слабых сторон личности. Формирование адекватной самооценки собственных качеств, способностей и возможностей.

План проведения

  1. Подростковый возраст и его специфика.
  2. Практико-ориентированный подход в формировании социальных компетенций в условиях образовательного процесса.
  3. Методы и приёмы самопознания и саморазвития.
  4. Роль мотивационных спикеров в формировании установки на развитие профессионального и личностного самоопределения.

Практикум:

  1. Разработка встречи с мотивационными спикерами.
  2. Самооценка и социально-психологическая адаптация подростков.
  3. Рефлексия «Ключевые идеи».

Занятие 2. Коммуникативные навыки и эффективное взаимодействие.

План проведения

  1. Причины коммуникативных барьеров у подростков и их преодоление.

Практикум:

  1. Разработка интегрированного занятия по обществоведению и психологии по теме «Роль общения в жизни людей».
  2. Роль самооценки в развитии межличностных отношений.
  3. Правила эффективной коммуникации.
  4. Рефлексия «Мой багаж».

Занятие 3. Целеполагание: построение индивидуальных планов достижения цели

План проведения

  1. Целеполагание в подростковом возрасте.
  2. Методы и приёмы развития целеполагания. SWOT-анализ.

Практикум:

  1. Составление индивидуального плана достижения цели.
  2. Работа с низко мотивированными учащимися: стимулирование мотивации достижения.
  3. Ресурсы образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» в развитии навыков постановки и достижения целей.
  4. Рефлексия «Ключевые идеи».

 

Занятие 4. Эмоциональная саморегуляция и стрессоустойчивость

План проведения

  1. Психологические особенности процессов саморегуляции у подростков.
  2. Методы управления конфликтом. Правила активного слушания.

Практикум:

  1. Формирование навыков аутотренинга и мышечной релаксации.
  2. Отбор эффективных форм и методов работы из образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» для проектного продукта (программы тренингов социальных навыков профориентационной направленности).
  3. Рефлексия «Облако «тегов»».

 

Занятие 5. Работа с низко мотивированными учащимися

План проведения

  1. Психологические особенности мотивационных процессов в подростковом и юношеском возрастах.
  2. Возрастные и индивидуальные потребности личности подростка, их учёт в работе по развитию учебной мотивации.

Практикум:

  1. Методы и приёмы стимулирования мотивации деятельности.
  2. Техники самоанализа и саморефлексии для формирования позитивного самоотношения и уверенности в себе, объективной оценки внутренних и внешних ресурсов для решения поставленных задач.
  3. Рефлексия «Синквейн».

 

Занятие 6. Барьеры общения. Развитие коммуникативных компетенций учащихся.

План проведения

  1. Условия развития коммуникативных навыков у подростков.
  2. Внешние и внутренние факторы формирование барьеров в общении.
  3. Механизмы психологической защиты и их преодоление. Практикум:
  4. Методология социально-психологического тренинга.
  5. Обсуждение программы социально-психологического тренинга, корректировка и дополнение тренинговых занятий.
  6. Апробация программы социально-психологического тренинга, определение критериев и показателей эффективности СПТ.
  7. Рефлексия «Рефлексивная таблица».

 

Занятие 7. Проблемное поле педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы».

План проведения

  1. Оценка эффективности педагогического проекта, возможности использования в педагогической практике.
  2. Оценка эффективности программы социально-психологического тренинга социальных компетенций подростков, разработанной на основе образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство».
  3. Обеспечение компетентностного подхода в образовании посредством применения активных форм обучения и развития.

Практикум:

  1. Разработка схемы «Проблемного поля педагогического проекта». Анализ результатов проектной деятельности.
  2. Разработка перспективного плана педагогической деятельности по внедрению опыта реализации педагогического проекта.
  3. Изучение уровня удовлетворённости педагогов результатами проектной деятельности.
  4. Рефлексия «Ключевые идеи реализации проекта».

 

свернуть

Список мотивационных спикеров педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы СППС»

развернуть
№ п/п

ФИО

Место работы

Контактный телефон

1

Былина Наталья Владимировна

ИП, парикмахерский салон «Каприз»

+375297715678

2

Хвостов Алексей Владимирович

ОДО «АйВекоСтрой»

+375447942621

3

Шамшаев Сергей Владимирович

ИП, студия мебели «Стильный интерьер»

+375293033037

4

Новиков Владимир Васильевич

Турагенство «NV» г. Узда

+375295587174

5

Титко Дмитрий Александрович

Начальник «Узденского РОЧС»

+375291217200

6

Крупник Дмитрий Иванович

Заместитель начальника «Узденского РОЧС»

+375297584571

7

Литвиненко Сергей Алексеевич

Начальник «Узденского РГС» филиала ПУ «Дзержинскгаз»

+375297543181

8

Соловей Александр Григорьевич

Главный лесничий «Узденкого ГЛХУ»

+375291607776

9

Пиликевич Виктор Владимирович

ЧУП «ЛегРемАвто»

+375296783493

10

Шарай Сергей Сергеевич

ИП, Услуги фотографа

+375297073792

11

Лукашевич Вера Вячеславовна

Заместитель главного редактора районной газеты «Чырвоная зорка»

+375297558252

12

Жук Никита Владимирович

Студент исторического факультета БГПУ имени Максима Танка

+375295840953

13

Адамчевский Александр Александрович

ИП, Натяжные потолки

+375292414092

14

Гаврусик Владислав Здиславович

Заместитель главного врача Узденской ЦРБ

+375297865302

15

Плахова Лилия Ивановна

ИП, школа «Шатокан каратэ-до»

+375296471334

16

Черноус Оксана Валентиновна

Заместитель директора УДО «Узденский ясли-сад №3»

+375295059886

свернуть

Рекомендации педагога-психолога педагогам по развитию социальных компетенций и повышению уровня профессионального самоопределения учащихся в подростковом и юношеском возрасте

развернуть
  1. В работе по профессиональному самоопределению необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности учащегося, его способности, желания, профессиональные и личные интересы.
  2. Стимулируйте интерес учащихся к самопознанию. Для учащихся, неопределившихся в своём профессиональном выборе, будут полезны профдиагностика и профконсультирование с профориентологом или педагогом-психологом.
  3. Для развития профессионального самосознания полезно знакомство учащихся с описательной характеристикой профессий, их спецификой, а также беседы с представителями той или иной профессии, «профессиональное погружение» с возможностью проживания и примерки профессиональной роли. Данные мероприятия могут значительно облегчить выбор будущей специальности.
  4. Необходимо развивать у учащихся уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения в отношении своего профессионального выбора и дальнейшего профессионального обучения.
  5. Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы учащийся получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.
  6. Старайтесь избегать навязывания подросткам своих профессиональных взглядов и убеждений. Очень важно, чтобы молодые люди сами сделали свой выбор, он должен быть осознанным и соответствовать их интересам и способностям.

8. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации общения с детьми, испытывающими трудности социально-психологической адаптации.

9. Будьте последовательны в своих действиях и словах.

  1.  Поощряйте в учащемся инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.

 

 

 

 

Рекомендации педагога-психолога родителям по развитию социальных компетенций и повышению уровня профессионального самоопределения учащихся в подростковом и юношеском возрасте

 

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешным, уверенным в себе и готов тратить на это много денег и сил. Часто в повседневной гонке мы забываем о самом главном в воспитании - отношении к детям. Самые близкие люди — родители - оказывают решающее влияние на отношение ребёнка к себе, его самооценку.

  1. Необходимо формировать у учащихся потребность в труде, в общественно полезной деятельности. Если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы в реализации своего «Я» и часто находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.
  2. Больше внимания уделяйте базовым потребностям, без которых не может сформироваться способность адаптироваться к новым условиям и адекватная самооценка.
  3. Старайтесь избегать упрёков и натиска в своих советах.
  4. Необходимо развивать в детях уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения в отношении своего профессионального выбора и дальнейшего профессионального обучения. Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно. Поэтому, ребёнку очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.
  5. Чаще создавайте ситуацию успеха, чтобы ребёнок получал удовольствие, верил в свои силы и стремился к достижениям.
  6. Ребёнок с позитивным самоотношением - уверен в себе, понимает, принимает и уважает себя. В поведении он независим, манера выражения - уверенная. Внимательное, уважительное отношение родителей к ребёнку способствует самопринятию ребёнка, отвергающее же - неприязненное, неуважительное, пренебрегающее - отношение приводит к неприятию им самого себя, переживанию им своей малоценности и ненужности.
  7. Сравнивайте ребёнка с самим собой, но не с другими.
  8. Поощряйте в ребёнке инициативу. В то же время поощряйте и других детей в его присутствии, подчеркнув достоинства другого, покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
  9. Если ваш ребёнок выбрал профессию, проанализируйте вместе, обладает ли он профессионально важными качествами для этих профессий.
  10. Поддерживайте связь с классным руководителем и специалистами СППС. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики в организации эффективного общения с детьми.
  11. Будьте последовательны в своих начинаниях!

Рекомендации педагога-психолога

по развитию коммуникативных навыков у учащихся

 

Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать. Вот некоторые правила, которые помогут вам организовать своё общение и сделать его более успешным.

  1. Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам.

Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу. Поэтому развивайте эмпатию.

Бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.

  1. Умейте не обращать внимания на психологические барьеры.

Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения.

Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения.

  1. Умейте руководить процессом общения.

Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то, чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.

Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.

  1. Умейте быть обаятельным.

Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.

  1. Умейте убирать психофизические зажимы

Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.

 

Книги для самостоятельного изучения по развитию коммуникативных навыков:

  • Патрик Кинг «Как улучшить навыки общения» – это книга-бестселлер от американского режиссера и сценариста поможет прокачать коммуникативные умения и навыки, изменить токсичные деструктивные установки и привычки при общении с другими людьми.
  • М. Роудс «Как разговаривать с кем угодно». У многих людей существуют сложности при общении: страх начать беседу, отсутствие уверенности и низкая самооценка.
  • М. Гоулстон «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров». Красиво и убедительно говорить, чтобы привлечь к себе внимание собеседника – это искусство, а умение слушать – высший пилотаж. Люди любят, когда их слушают, и благодарны, когда их собеседник искренне и с интересом их слушает, и в ответ они будут слушать вас с превеликим удовольствием.
  • Дж. Борг «Секреты общения. Магия слов». Очень часто человек в своей речи использует слова, которые «прилипли» к нему и кочуют из разговора в разговор, по этим словам можно определить, что за личность перед тобой
  • С. Скотт «Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего». Автор учит конструктивным навыкам общения и призывает отказываться от пустой болтовни, во время которой теряются время и энергия.
  • К. Феррацци, Т. Рэз «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга». Книга написана для бизнесменов, но будет полезна к прочтению и широкой публике. Автор учит, как развить коммуникативные навыки у взрослого и выстроить конструктивные отношения с окружающими людьми с помощью проверенной пошаговой стратегии.

 

 

 

Педагог-психолог                                                                  В.В. Пиликевич

свернуть

Рекомендуемая литература по теме педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы»

развернуть
  1. Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5444/ (дата обращения: 20.03.2019).
  2. Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб., 1996. – 188 с.
  3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось – 89, 2001. – 224 с.
  4. Веселкова, Н.В. Социальная компетентность взросления [Текст] / Н.В. Веселкова, Е.В. Прямикова // Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. – 38 с.
  5. Гирина В.Н., Шалашкевич Е.И., Воронович В.М.  Методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» (9кл.) // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2009. -№5. .– С.48-56.
  6. Гирина, В. Н.  "Формирование базовых знаний по проблеме человека в курсе "Человек и общество" (8-9 классы):дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В.Н. Гирина. – Москва, 1993. – 285 с.
  7. Гирина, В. Н., Снопкова, Е. И., Шалашкевич Е. И. Обществоведение в 9 классе : учебно-методическое, пособие для  учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения / В. Н. Гирина, Е. И. Снопкова, Е. И. Шалашкевич. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2011. –[204 с.]
  8. Гирина, В.Н. Жизнь общества: 10-й кл.: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорус. и  рус. яз. обучения/ В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2014. – [120с.] – (Обществоведение. Факультативные занятия).
  9. Гирина, В.Н. Интегративный характер обществоведения / В.Н. Гирина // Материалы научно-методической конф. преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской работы в 2009 г., 3 февр. 2010 г. / под ред. А.В. Иванова. - Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2010. - С. 13-14. - [2 с].
  10. Гирина, В.Н., Смирнова, Е.Ю. Жизнь общества: 10-й кл.: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с белорусским и  русским  языком обучения/ В.Н. Гирина, Е.Ю. Смирнова. – Минск: Новое знание, 2014. – [260с.] – (Обществоведение. Факультативные занятия).
  11. Гирина, В.Н., Шалашкевич, Е.И., Воронович, В.М. Социальная ориентация личности: Методические рекомендации по изучению темы «Межличностное общение» в курсе «Обществоведение» »(9кл.) // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2010. -№1. .– С.49-56.
  12. Жизненные навыки и трудоустройство: тренинговая программа для молодёжи/ разраб. Aflatoun и SOS Kinderdorf Österreich, 2018. – 142 с.
  13. Жукова, А.В. Интеграционный подход к метапредметности образования. Опыт практика / А.В. Жукова // Нац. проекты [Электронный ресурс].   Режим доступа:http://mars.arbicon.ru/?mdl=content&id=123144. — Дата доступа: 06.03.2019.
  14. Запрудский, Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск, 2008. – 336 с. – (Мастерская учителя).
  15. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход//Образование и наука. 2003. № 5(23). С. 79 — 90.
  16. Карнаух, Ю.А. Групповое занятие с элементами тренинга «Формирование навыков целеполагания» для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы. [Текст] / Ю.А Карнаух. – Омск: «ООЦПО». 2002.
  17. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
  18. Концепция учебного предмета «Обществоведение» – Минск : НИО, 2009.
  19. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.
  20. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2.
  21. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — с. 3–12.
  22. Маркова, А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с. 
  23. Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов / Е. Е. Миронова. – М., 2005. – 155 с.
  24. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся [Текст]/ Осницкий А.К. // журнал «Вопросы психологии» – 1992. № 10. – С. 30 -32.
  25. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
  26. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия [Текст]/Г.В. Резапкина – Москва: «Просвещение», 2000. – 78 с.
  27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.// Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
  28. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - C. 193-197.
  29. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.
  30. Хуторской, А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения / А.В.Хуторской // Педагогические технологии. — 2012. — № 4. — С.36—48.
свернуть

Отчёт о проделанной работе по реализации педагогического проекта

развернуть

С августа 2019/2020 учебного года в ГУО «Узденская районная гимназия» началась работа по реализации педагогического проекта «Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы», согласно поставленной цели и задачам.

Цель: развитие социальных компетенций учащихся посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство».

Задачи:

  1. Создать образовательное пространство для успешной реализации педагогического проекта.
  2. Организовать психолого-педагогическое и научно-методическое сопровождение проекта.
  3. Осуществлять практико-ориентированный подход посредством внедрения образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство» и стимулирования активности учащихся в социально-образовательной среде.
  4. Способствовать укреплению межпредметных связей, используя возможности образовательного процесса.
  5. Оценить и обобщить результаты проекта, подготовить методические рекомендации и проектные продукты, способствующие развитию социальных компетенций учащихся в условиях образовательного процесса.

Актуальность данного проекта заключается в идее компетентностного подхода в обучении, отличительной особенностью которого является усиление практической жизненной направленности образования. Рассматривая процесс развития социальных компетенций учащихся в контексте допрофильной и профильной подготовки, можно выделить ряд противоречий, из-за которых возможности школьного образования реализуются далеко не полностью.

Во-первых, это связано с пониманием социальной компетентности, ее смыслового содержания, согласно которому традиционное предметное обучение, подготовка к выбору профессии уже сами по себе способствуют развитию социальных компетенций. Однако необходимо понимать, что такие компетенции как целеполагание, умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умение управлять своими эмоциями в общении, способность к эффективной коммуникации в новых условиях могут успешно формироваться только в практической деятельности.

Во-вторых, в ходе профориентационной работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической готовности к выбору жизненного пути и профессии, в частности. У многих учащихся обнаруживаются трудности в проектировании собственного будущего, неумение планировать свою деятельность, недостаточное представление о собственных сильных и слабых сторонах личности, в следствие чего профориентация в рамках образовательного процесса всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокого уровня профессионализма.

Основная идея педагогического проекта заключается в развитии социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы посредством внедрения образовательной программы профориентационной направленности «Жизненные навыки и трудоустройство» в сочетании с интегрированными уроками по обществоведению и психологии, тем самым обеспечивая усиление межпредметных связей и способствуя успешной личностной и профессиональной самореализации учащихся гимназии.

Кроме того, проект предусматривает такие формы реализации, как «профессиональное погружение», встречи с мотивационными спикерами, диагностика индивидуальных особенностей и профессиональной направленности личности.

В качестве проектного продукта предполагается разработка программы тренингов социальных навыков профориентационной направленности, адаптированных к условиям образовательного процесса и требованиям, предъявляемым современным рынком труда к будущим специалистам.

В реализации данного проекта участвуют 40 учащихся (9 «А», 10 «Б» классы) и 5 педагогов: руководитель проекта сертифицированный тренер программы «Жизненные навыки и трудоустройство»/педагог-психолог Пиликевич Вероника Валерьевна, учитель обществоведения и истории/классный руководитель 9 «А» класса Демидович Светлана Николаевна, сертифицированный тренер программы «Жизненные навыки и трудоустройство»/классный руководитель 10 «Б» класса Михед Ирина Васильевна, педагог социальный Литвиненко Татьяна Александровна.

За период с 20.08.2019 по 20.01.2020 было проведено 31 мероприятие согласно календарному плану реализации педагогического проекта. Из них:

- 10 занятий (сессий), разработанных на основе международной образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство»;

-  6 интегрированных занятий по обществоведению;

- мастер-класс по теме проекта (10.10.2019);

- выступления на педагогическом совете (20.08.2019) и педагогическом фестивале (14.12.2019) по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения профильного обучения»;

- 3 групповые консультации с учащимися и педагогами по вопросам реализации педагогического проекта (17.09.2019, 24.09.2019, 27.09.2019);

- стартовая диагностика учащихся и педагогов, участвующих в реализации проекта (17.09.2019, 14-15.10.2019);

- постоянно действующий семинар для педагогов, участников проекта, «Развитие социальных компетенций учащихся» (1. «Осмысление сильных и слабых сторон личности. Формирование адекватной самооценки собственных качеств, способностей и возможностей») (21.11.2019);

- методическая неделя СППС по профориентации (13-18.01.2020);

- профессиональное погружение (04.10.2019, 22.11.2019, 30.12.2019, 31.12.2019, 16.01.2020).

Кроме того, на сайте гимназии была создана вкладка в разделе «Проектная деятельность» для информации о педагогическом проекте.

Разработан и подготовлен баннер проекта. (Приложение)

Для участников подготовлен электронный ресурс в локальной сети «В помощь педагогам, реализующим педагогический проект», где размещаются информационные материалы по проекту. Организованы постоянно действующие семинары «Развитие социальных компетенций учащихся».  

Перед началом работы над проектом были пересмотрены и несколько скорректированы методы оценки результатов по выделенным критериям и показателям. В связи с чем, была составлена психолого-педагогическая программа сопровождения проекта и подобран соответствующий диагностический инструментарий. В стартовой диагностике были использованы следующие методики и методы изучения личности учащихся и педагогов, участвующих в проекте:

- методика диагностики индивидуального творческого стиля педагогической деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов);

- опросник А.П. Гольштейна «Определение уровня развития социальных навыков»;

- методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин);

- методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов);

- опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН);

- шкала тревоги Спилбергера-Ханина;

- методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан);

- анкета «Определение психологического климата в классе»;

- анкета «Изучение удовлетворённости образовательным процессом в школе»;

- наблюдение и анализ результатов деятельности.

По результатам диагностики были составлены таблицы первичных эмпирических данных по основным показателям проекта. Для удобства оценки динамики и результативности реализации проекта сырые баллы были приведены к среднеарифметическим значениям.

По результатам стартовой диагностики ключевых социальных компетенций было выявлено, что их самооценка учащимися несколько занижена. Для группы учащихся, участвующих в проекте свойственны трудности самовыражения в общении, затруднения в выражении чувств и переживаний, а также чуть ниже среднего уровень развития навыков коммуникации. (Приложение)

Наиболее эффективными формами работы по проекту явились тренинги социальных навыков, составленные на основе программы «Жизненные навыки и трудоустройство», учитывая возраст и потребности учащихся, а также – профессиональное погружение и взаимодействие с мотивационными спикерами (специалистами-профессионалами).

В рамках проекта по программе «Жизненные навыки» проведены следующие занятия:

15.11.19 - Занятие 1. Что привело нас сюда? Введение и краткий обзор.

Цель: введение в программу «Жизненные навыки», знакомство участников друг с другом, определение ожиданий посредством изучения профессиональных возможностей.

13.12.19 - Занятие 2. Понимание и поиск себя.

Цель: изучение и осознание своих собственных черт, навыков и мотивирующих факторов в жизни.

21.12.19 - Занятие 3. Мотивационные спикеры. Подготовка ко встрече с гостями.

Определение факторов успеха, получение и обобщение полезной информации и вдохновения на идеи от профессионалов.

17.01.20 - Занятие 4. Встреча с мотивационными спикерами. Определение карьерных шагов.

Цель: анализ факторов успеха профессионалов и их накопленного опыта.

Программа «Трудоустройство»:

14.11.19 - Занятие 1. Введение и краткий обзор.

Цель: введение в программу «Трудоустройство», знакомство участников друг с другом, определение ожиданий посредством изучения профессиональных возможностей.

21.11.2019 - Занятие 2. Личные размышления (1).

Цель: изучение и осознание своих собственных черт, навыков и мотивирующих факторов в жизни.

12.12.2019 - Занятие 3. Личные размышления (2).

Цель: повышение способности действовать; развитие коммуникативных навыков и навыков командной работы.

20.12.2019 - Занятие 4. Работа, которая мне подходит.

Цель: осознание требований к профессионалу, которые может предъявить работодатель.

23.12.2019 - Занятие 5. Поиск работы.

Цель: осознание того, что важно при поиске работы.

16.01.2020 - Занятие 6. Мои навыки, возможности и ограничения.

Цель: определение своих сильных и слабых сторон при поиске подработки.

В ходе работы по данной программе с группой учащихся 9-10-х классов наметилась хорошая перспектива в развитии таких важных навыков социального поведения как:

  • взаимодействие в коллективе и позитивное общение;
  • целеполагание и самопрезентация; 
  • саморегуляция поведения и эмоций; 
  • решение проблемных ситуаций; 
  • позитивное и конструктивное отношение к собственной личности.

Как показала практика, наиболее сложными для освоения оказались такие социальные компетенции, определяющие успешность личности, как

- работа над собственными ресурсами, осознание своих сильных и слабых сторон;

- самовыражение и самопрезентация;

- планирование и достижение поставленных целей.

Таким образом, дальнейшая работа по программе будет вестись с учётом особенностей и потребностей группы.

Результаты стартовой диагностики самоопределения также выявили, что большинство учащихся имеют трудности в определении профессионального пути. Для учащихся, участников проекта, характерен ярко выраженный статус «кризиса выбора». (Приложение) Причём, в меньшей степени он соответствует учащимся 9-го класса, поскольку некоторые ребята собираются поступать в СУЗы и с профессиональной областью определились. Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего будущего. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходят к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности.

Одна из форм реализации проекта, как было отмечено выше, это профессиональное погружение. Профессиональное «погружение» создает условия для активного самопознания подростков, исследования собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также помогает им погрузиться в мир профессий той сферы, которая вызывает у них наибольший интерес.

При проведении мероприятия важна активность учащегося, его участие в обсуждении модели профессионала. Основная задача педагогов в данном направлении состоит в том, чтобы пробудить у подростка интерес к профессии, заставить задуматься о своем профессиональном самоопределении.

Цель погружения - активизация процесса профессионального самоопределения, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

В нашей гимназии профессиональное «погружение» проходило преимущественно во время каникул для заинтересованных детей. Продолжительность такого погружения около 3-4 часов и включало в себя обзорные экскурсии по предприятию либо учреждению, знакомство с особенностями профессиональной деятельности, режимом и условиями труда, требованиями, предъявляемым к специалистам, общение с профессионалами, апробацию трудовых действий, знакомство с принципами работы профессионального оборудования, а также с возможностями поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности и дальнейшего профессионального развития.

Так для учащихся 10 класса групп педагогической направленности 04.10.19 были организованы педагогические пробы в рамках дня самоуправления в гимназии. На зимних каникулах 10.01.20 учащейся было подготовлено и проведено занятие по теме «Домашние животные» с детьми детского сада.

Во время зимних каникул 4 участника проекта также сделали свои первые шаги в профессию. Профессиональное погружение они прошли в пожарной части РОЧС и центральной районной больнице. В результате «погружения» один из учащихся, уже имеющий опыт в альпинизме и спортивном ориентировании, изъявил желание посещать тренировки совместно с командой МЧС. Так же ребята заинтересовались возможностью участвовать в соревнованиях юных спасателей от РОЧС нашего района.

 Кроме того, у ребят, определившихся с профессией медицинского профиля, появилась возможность трудоустройства и практики в качестве санитара либо медицинского помощника в летний период. У них появилась ещё одна возможность изучить профессию более детально.

Необходимо отметить, что сами организации, к которым мы обращались за помощью в реализации проекта, заинтересованы в будущих специалистах, для которых профессия – это осознанный выбор, в основе которого заложены природные склонности и способности, устойчивый интерес и желание развиваться профессионально и личностно.

 

Руководитель проекта                                                       В.В. Пиликевич

свернуть

Итоги реализации педагогического проекта

"Развитие социальных компетенций учащихся в системе работы социально-педагогической и психологической службы"
развернуть

Фотоотчёт

Программа социально-психологического тренинга социальных компетенций старшеклассников

Занятие с педагогами по профилактике профессионального выгорания

Анкета "Изучение удовлетворённости учащихся групповыми и индивидуальными занятиями"