Инновационный проект «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

 

Срок реализации: 2021 – 2024 гг.

Цель: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения

Задачи: 

  • внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;
  • внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;
  • оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;
  • разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.

Консультанты проекта:

Гин Светлана Ивановна,
профессор кафедры педагогики и частных методик государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент.

Капшай Наталья Павловна,
доцент кафедры педагогики и частных методик государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент

Добродушенко Марина Иосифовна,
начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования»

Областной семинар-практикум "Формирование функциональной грамотности младших школьников средствами технологии многомерного чтения"

17.04.2024
развернуть

       17 апреля на базе ГУО «Узденская районная гимназия» состоялся областной семинар-практикум по распространению опыта реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».

        Педагоги Узденской районной гимназии, Узденской средней школы № 2 имени К.К. Крапивы и Семежевской средней школы имени М.С. Высоцкого, которые на протяжении трех лет являлись участниками республиканской инновационной площадки, провели для своих коллег мастер-класс по реализации технологии многомерного чтения, поделились опытом использования заданий на основе несплошных текстов на I ступени общего среднего образования, проведения деловой игры «Биржа труда».

    Участие в семинаре приняла консультант инновационного проекта профессор кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования, кандидат педагогических наук, доцент Светлана Ивановна Гин.

        Как подчеркнули педагоги-инноваторы, распространение технологии многомерного мышления позволит повысить уровень функциональной грамотности младших школьников, а также интегрировать инновационный опыт в образовательное пространство нашего региона и страны.

свернуть

Республиканская олимпиада по функциональной грамотности "После уроков"

развернуть

В октябре 2023 года в гимназии состоялся гимназический этап республиканской олимпиады по функциональной грамотности "После уроков". В олимпиаде приняли участие 40 учащихся 4 "Б", 4 "В" классов. По результатам первого этапа 12 учащихся приглашены к участию в районном этапе олимпиады.

Победителями районного этапа олимпиады стали учащиеся Калечиц Владимир (4 "Б" класс), Пиликевич Марта (4 "Б" класс), Крашенинникова Валерия (4 "В" класс)! В марте 2024 года ребята станут участниками областного этапа олимпиады "После уроков".

Победители области примут очное участие в заключительном этапе олимпиады на базе Академии образования.  

Поздравляем каждого по отдельности и всех вместе с достойным выступлением! Победа – это результат большой работы! 

 

свернуть

Календарный план инновационной деятельности на 2023/2024 учебный год

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного

Учреждения образования

«Узденская районная гимназия»

____________О.А.Мысливец

01.09.2023

 

 

Календарный план реализации инновационного проекта

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

на 2023/2024 учебный год

 

Этап «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся четвертых классов»

Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся четвертых классов

Задачи этапа:

  • внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь по технологии многомерного чтения в образовательный процесс учащихся четвертого года обучения;
  • создавать условия для использования несплошных текстов на учебных занятиях;
  • организовать деятельность по повышению уровня логического мышления учащихся;
  • оценить эффективность инновационной деятельности.

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы представления результатов

      1.             

Участие педагогов в обучающем семинаре по проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников

июнь 2023

Бендь С.Э.

 

справка об обучении

      2.             

Педагогический совет «О реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» в 2023/2024 учебном году»

август 2023

 

Мысливец О.А.

протокол

      3.             

Издание приказа об организации инновационной деятельности

август 2023

 

Мысливец О.А.

приказ

      4.             

Организационные мероприятия для осуществления инновационной деятельности (размещение информации на сайте гимназии, подписание договора с консультантом, заказ пособий для педагога и учащихся)

сентябрь 2023

Комлач С.А.

локальные нормативные документы

      5.             

Инструктивно-методическое совещание с участниками инновационной деятельности

сентябрь 2023

Комлач С.А.

протокол

      6.             

Стартовая диагностика познавательных интересов (автор А.А. Асмолов)

сентябрь

2022

учителя

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

      7.             

Стартовая диагностика ценностных ориентаций учащихся (автор Н.Е. Щуркова)

сентябрь

2022

учителя

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

      8.             

Стартовая диагностика уровня логического мышления (автор Р. Амтхауэр)

сентябрь

2022

учителя

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

      9.             

Стартовая диагностика функциональной грамотности

октябрь

2023

учителя

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 10.             

Олимпиада по функциональной грамотности, школьный этап

октябрь

2023

Комлач С.А.

учителя

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

прготкол

 11.             

Олимпиада по функциональной грамотности, районный (городской) этап

ноябрь

2023

Комлач С.А.

учителя

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 12.             

Диагностика сформированности компонентов учебной деятельности

 

февраль

2024

Комлач С.А.

учителя

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 13.             

Диагностика уровня воспитанности учащихся

 

февраль

2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 14.             

Комплексная работа по учебным предметам: «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика», «Человек и мир»

март

2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 15.             

Олимпиада по функциональной грамотности, областной этап

март

2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 16.             

Трансляция опыта реализации ИД. Проведение областного семинара-практикума «Использование технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

март 2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

План, материалы выступлений

 17.             

Диагностика уровня внимания

апрель

2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 18.             

Итоговая диагностика познавательных интересов (автор А.А. Асмолов)

апрель

2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 19.             

Итоговая диагностика ценностных ориентаций учащихся (автор Н.Е. Щуркова)

 

апрель

2024

Комлач С.А.

учителя

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 20.             

Итоговая диагностика уровня логического мышления, автор Р. Амтхауэр 

апрель

2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 21.             

Итоговая диагностика функциональной грамотности

 

май 2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 22.             

Диагностика учебных предпочтений учащихся

 

май 2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 23.             

Диагностика познавательной активности учащихся

 

май 2024

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

протокол

 24.             

Олимпиада по функциональной грамотности, республиканский этап

май 2024

Комлач С.А.

протокол

 25.             

Проведение анкетирования участников инновационной деятельности

май 2024

Комлач С.А.

результаты анкетирования

 26.             

Подготовка и написание справки «О итоговых результатах реализации инновационного проекта»

май 2024

Комлач С.А.

справка

 27.             

Совещание при директоре «О результатах реализации инновационного проекта»

май 2024

Мысливец О.А.

протокол

 28.             

Предоставление информации о ходе реализации инновационного проекта в ИССИД

 

в течение года

Комлач С.А.

инормация в ИССИД

 29.             

Проведение занятий по технологии многомерного чтения с использованием пособий

в течение года

Бендь С.Э.

Шемет Т.Г.

рабочие тетради учащихся, дневники инновационной деятельности

 30.             

Участие в ZOOM-совещаниях с консультантами инновационного проекта

каждая четверть

Комлач С.А.

рабочие материалы по организации и коррекции инновационной деятельности

 31.             

Использование заданий на основе несплошных текстов на учебных занятиях

в течение года

Бендь С.Э.

Шемет Т.Г.

банк заданий

 32.             

Ведение дневников инновационной деятельности участниками инновационного проекта

в течение учебного года

Бендь С.Э.

Шемет Т.Г.

дневники участников проекта

 33.             

Организация контроля за результатами проекта, отраженными в педагогических дневниках

в течение учебного года

Комлач С.А.

анализ результатов

 34.             

Консультирование участников инновационной деятельности

в течение учебного года

Комлач С.А.

рабочие материалы

 35.             

Организация мероприятий интеллектуальной направленности с учащимися (олимпиады, конкурсы, фестивали)

в течение учебного года

Комлач С.А.

Бендь С.Э.,

Шемет Т.Г.

план

протокол

 36.             

Библиотечно-библиографические занятия «Основы информационной культуры»

один раз в четверть

Бельская И.В.

фотоотчет

 

свернуть

Календарный план инновационной деятельности на 2022/2023 учебный год

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Директор Государственного

Учреждения образования

«Узденская районная гимназия»

____________О.А.Мысливец

01.09.2022

 

 

Календарный план реализации инновационного проекта

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

на 2022/2023 учебный год

 

Этап «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся третьих классов».

Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся третьих классов.

Задачи этапа:

         внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь по технологии многомерного чтения в образовательный процесс учащихся третьего года обучения;

         создавать условия для использования несплошных текстов при обучении в третьем классе по учебным предметам: математика, русский (белорусский) язык, русская (белорусская) литература, «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

         организовать деятельность по повышению уровня произвольного внимания учащихся;

         оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся третьих классов.

 

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы представления результатов

      1.             

Педагогический совет «О реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» в 2022/2023 учебном году»

август 2022

 

Мысливец О.А.

протокол

      2.             

Издание приказа об организации инновационной деятельности

август 2022

 

Мысливец О.А.

приказ

      3.             

Педагогический форсайт. Планирование совместной деятельности с ГУО «Узденская СШ № 2 им. К.Крапивы»

29.08.2022

Комлач С.А.

план

      4.             

Инструктивно-методическое совещание с участниками инновационной деятельности

сентябрь 2022

Комлач С.А.

протокол

      5.             

Организационные мероприятия для осуществления инновационной деятельности (размещение информации на сайте гимназии, подписание договора с консультантом, заказ пособий для педагога и учащихся)

сентябрь 2022

Комлач С.А.

локальные нормативные документы

      6.             

Стартовая диагностика навыка чтения учащихся 3-х классов

сентябрь 2022

Бендь С.Э

Корбут О.Д

протоколы, сводная информация

      7.             

Стартовая диагностика уровня внимания учащихся 3-х классов

сентябрь 2022

Бендь С.Э

Корбут О.Д.

протоколы, сводная информация

      8.             

Стартовая диагностика уровня фукнциональной грамотности учащихся 3-х классов

октябрь 2022

Бендь С.Э

Корбут О.Д.

протоколы, сводная информация

      9.             

Питч-сессия «Педагогические находки» совместно с ГУО «Узденская СШ № 2 им. К.Крапивы»

03.11.2022

Комлач С.А.

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

 

план,

презентация

 10.             

Проведение открытого занятия по технологии многомерного чтения в рамках декады открытых уроков

февраль

2023

Корбут О.Д.

план-конспект

фотоотчет

 11.             

Посещение и обсуждение открытого занятия в ГУО «Узденская СШ № 2 им. К.Крапивы» «Технология многомерного чтения в действии»

16.03.2023

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

Комлач С.А.

фотоотчет

педагогический дневник

 12.             

Проведение итоговой диагностики навыка чтения

апрель 2023

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

протоколы, сводная информация

 13.             

Проведение итоговой диагностики уровня внимания

апрель 2023

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

протоколы, сводная информация

 14.             

Проведение открытого занятия по технологии многомерного чтения для родителей

апрель 2022

Бендь С.Э.

 

план-конспект фотоотчет

 15.             

Педагогический марафон.

Семинар «Реализация инновационного проекта по внедрению технологии многомерного чтения»

апрель 2022

Комлач С.А.,

Бендь С.Э., Корбут О.Д.

 

План, план-конспект занятия

 16.             

Проведение итоговой диагностики функциональной грамотности

май

2023

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

протоколы, сводная информация

 17.             

Проведение анкетирования участников инновационной деятельности

май 2023

Комлач С.А.

результаты анкетирования

 18.             

Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта в 2022/2023 учебном году»

май 2023

Комлач С.А.

справка

 19.             

Педагогический совет:

«Итоги инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»

апрель 2023

Мысливец О.А.

протокол

 20.             

Участие педагогов в обучающем семинаре по проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников

июнь 2023

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

справка об обучении

 21.             

Предоставление информации о ходе реализации инновационного проекта в ИССИД

 

в течение года

Комлач С.А.

инормация в ИССИД

 22.             

Проведение занятий по технологии многомерного чтения с использованием пособий

в течение года

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

рабочие тетради учащихся, дневники инновационной деятельности

 23.             

Участие в ZOOM-совещаниях с консультантами инновационного проекта

каждая четверть

Комлач С.А.

рабочие материалы по организации и коррекции инновационной деятельности

 24.             

Панорама открытых уроков по технологии многомерного чтения

 

по согласов. с консультантом проекта

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

план-конспект занятия

 25.             

Организация работы учителей, участников инновации, по теме самообразования

в течение учебного года

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

план, материалы по теме самообразования

 26.             

Организация открытого доступа к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности

в течение года

Комлач С.А.

материалы для работы, рекомендованные консультантом

 27.             

Использование заданий на основе несплошных текстов на учебных занятиях

в течение года

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

банк заданий

 28.             

Ведение дневников инновационной деятельности участниками инновационного проекта

в течение учебного года

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

дневники участников проекта

 29.             

Организация контроля за результатами проекта, отраженными в педагогических дневниках

в течение учебного года

Комлач С.А.

анализ результатов

 30.             

Консультирование для участников инновационной деятельности

в течение учебного года

Комлач С.А.

рабочие материалы

 31.             

Организация мероприятий интеллектуальной направленности с учащимися (олимпиады, конкурсы, фестивали)

в течение учебного года

Бендь С.Э.

Корбут О.Д.

план

протокол

 32.             

Библиотечно-библиографические занятия «Основы информационной культуры»

один раз в четверть

Бельская И.В.

фотоотчет

 

свернуть

Календарный план инновационной деятельности на 2021/2022 учебный год

развернуть

УТВЕРЖДАЮ

Директор Государственного

Учреждения образования

«Узденская районная гимназия»

____________Г.Э.Казловская

31.08.2021

 

 

Календарный план

реализации инновационного проекта

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

на 2021/2022 учебный год

 

Название этапа: «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности учащихся вторых классов».

Цель этапа: повышение уровня функциональной грамотности учащихся вторых классов.

Задачи этапа:

         организовать деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности учителей начальных классов по теме формирования функциональной грамотности учащихся;

         внедрить пособие для учителя и учебник-тетрадь в образовательный процесс учащихся второго года обучения;

         создать условия для использования несплошных текстов на уроках по учебным предметам «Математика», «Человек и мир»;

         оценить динамику уровня сформированности функциональной грамотности учащихся вторых классов.

 

            №

Содержание работы

Сроки

Ответственные

формы представления результатов

          1.             

Родительское собрание по ознакомлению с целями и задачами инновационной деятельности

август 2021

заместитель директора по учебной работе Комлач С.А.

протокол собрания

        2.            1

Педагогический совет о рассмотрении календарного плана реализации инновационного проекта

август

2021

 

директор гимназии Казловская Г.Э.

протокол

        3.            2

Издание приказа об организации инновационной деятельности. Определение участников инновации и утверждение их функциональных обязанностей

август 2021

 

директор гимназии Казловская Г.Э.

приказ

        4.            3

 Оформление документов для осуществления инновационной деятельности (приказов, должностных инструкций, размещение информации на сайте учреждения образования, подписание договоров)

сентябрь 2021

заместитель директора по учебной работе

Комлач С.А.

локальные нормативные документы

          5.             

Стартовая диагностика навыка чтения учащихся 2-х классов

 

сентябрь 2021

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

результаты диагностики

        6.            6

Стартовая диагностика уровня фукнциональной грамотности учащихся вторых классов

октябрь

2021

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

результаты диагностики

          7.             

Промежуточная диагностика навыка чтения учащихся 2-х классов

октябрь 2021

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

результаты диагностики

        8.            7

Определение группы учащихся для проведения занятий по технологии многомерного чтения

октябрь

2021

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

списочный состав участников

      9.             

Промежуточная  диагностика уровня фукнциональной грамотности учащихся вторых классов

октябрь

2021

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

результаты диагностики

 10.             

Проведение зачетных работ по математике и русскому языку за первую четверть

октябрь

2021

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

аналитические материалы

 11.             

Проведение проверочной работы по учебному предмету «Человек и мир»

октябрь

2021

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

аналитические материалы

 12.             

Участие учителей-участников инновационной деятельности в обучающем семинаре

ноябрь 2021

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

справка об обучении

 13.             

Заседание МО по теме функциональной грамотности

ноябрь

Руководитель методического объединения Соловей Н.С.

протокол заседания

 14.            10

Проведение занятий по технологии многомерного чтения

ноябрь 2021-

май 2022

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

рабочие тетради учащихся, дневники инновационной деятельности

 15.            13

Проведение занятий с  использованием технологии чтения со звуковым ориентиром

в течение года

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

комплекс заданий

 16.            14

Участие в ZOOM-совещаниях с консультантами инновационного проекта

каждая четверть

заместитель директора Комлач С.А.

рабочие материалы по организации и коррекции инновационной деятельности

 17.             

Организация работы учителей начальных классов по теме самообразования

в течение учебного года

заместитель директора по учебной работе

Комлач С.А.

план самообразования, материалы по теме самообразования

 18.             

Организация открытого доступа к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности

в течение года

заместитель директора по учебной работе

Комлач С.А.

материалы для работы, рекомендованные консультантом

 19.            15

Участие в обучающих семинарах по реализации  инновационного проекта, проводимых консультантами инновационного проекта

в течение учебного года

 

Заместитель директора по учебной работе

Комлач С.А.

справка об обучении

 20.            17

Ведение дневников инновационной деятельности  участниками инновационного проекта

в течение учебного года

учителя 2-х классов

Бендь С.Э., Яскевич А.В.

дневники участников проекта

 21.            19

Организация контроля за результатами проекта, отраженными в педагогических дневниках

в течение учебного года

заместитель директора по учебной работе

Комлач С.А.

анализ результатов

 22.            20

Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности

в течение учебного года

заместитель директора по учебной работе

Комлач С.А.

график консультаций

 23.             

Организация мероприятий с учащимися в рамках реализации инновационного проекта

в течение учебного года

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В., библиотекарь

сценарии мероприятий

 24.             

Диагностика уровня словесно-логического мышления учащихся учащихся вторых классов

февраль

2022

педагог-психолог,

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

результаты диагностики

 25.             

Проведение открытых занятий по технологии многомерного чтения

февраль

2022

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

сценарии занятий

 26.             

Проведение открытого занятия по технологии многомерного чтения для родителей

апрель 2022

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В.

сценарии занятий

 27.             

Проведение итоговой диагностики функциональной грамотности учащихся 2-х классов

 

апрель 2022

учителя 2-х классов Бендь С.Э., Яскевич А.В., заместитель директора Комлач С.А.

результаты диагностики

 28.             

Подготовка и написание справки «О промежуточных результатах реализации инновационного проекта»

 

апрель 2022

заместитель директора по учебной работе

Комлач С.А.

справка

 29.             

Совещание с анализом результатов реализации инновационного проекта

май 2022

заместитель директора по учебной работе

Комлач С.А.

протокол

 30.             

Анализ результатов инновационной деятельности за 2021/2022 учебный год на заседании педагогического совета.

май

2022

директор гимназии Казловская Г.Э.

протокол

свернуть