Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям

ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения инновационного опыта

развернуть

Актуальность программы:

Профессиональное становление в современной психологии понимается как процесс жизненного самоопределения личности, становления субъекта профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев); процесс поэтапного разрешения противоречий между социальными требованиями к профессии и желаниями и возможностями самого человека (Ю.П. Поваренков), формирование профессиональной мотивации, компетентности, профессионально важных качеств (Е.Ф. Зеер).

Формируя благоприятную среду в учреждении образования для успешного профессионального выбора, необходимо чётко понимать, какие направления работы могут помочь развитию профессиональной идентичности учащихся и сделать их активными участниками проектирования своей карьеры и будущего. Успешность личности напрямую зависит от уровня сформированности социальных компетенций: целеполагания, умения понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умения управлять своими эмоциями в общении, способности к эффективной коммуникации. Для того, чтобы определить правомерность такого подхода и оценить эффективность образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство, необходимы адекватные методы диагностики с возможностью последующего анализа и определения путей наилучшей её адаптации в условиях современной школы.

Цель программы:

Обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития учащихся в процессе внедрения инновационного опыта.

Задачи:

  • систематически отслеживать психоэмоциональный статус учащихся и динамику их психологического развития;
  • оказывать помощь в построении индивидуального плана развития личности учащихся, содействовать формированию устойчивой мотивации достижения и социальной зрелости в соответствии с целями и задачами проекта;
  • способствовать созданию психолого-педагогических условий, повышающих уровень профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации образовательных проектов.

Основные направления программы психолого-педагогического сопровождения:

  1. развитие профессионального и личностного самоопределения учащихся;
  2. развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности;
  3. способствование успешной социально-психологической адаптации личности и развитие социальных компетенций;
  4. развитие креативности, творческого потенциала и уникальности личности;
  5. формирование коммуникативной компетентности и форм продуктивного общения;
  6. формирование эстетической культуры и социальной зрелости личности.

Показателями эффективности реализации инновационного проекта являются:

  • уровень личностного развития и профессионального самоопределения;
  • мотивация достижения;
  • уровень сформированности коммуникативных навыков;
  • умение планировать своё будущее и профессиональную карьеру (целеполагание);
  • уверенность в себе и самооценка;
  • снижение тревоги и повышение стрессоустойчивости;
  • умение понимать чувства других людей, эмпатия;
  • удовлетворенность участников проекта процессом и результатами работы.

Сроки реализации программы и её обеспечение:

І этап: технологический (внедренческий) – сентябрь, 2019 – январь, 1021

  • изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению инновационной деятельности;
  • поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в практику психолого-педагогического сопровождения;
  • апробация программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности);
  • определение диагностического инструментария исходя из критериев и показателей эффективности реализации проекта;
  • методическое оснащение психологической службы;
  • стартовый мониторинг образовательного процесса (сентябрь-октябрь. 2019);
  • Организация консультационного пункта по вопросам индивидуального сопровождения учащихся, участвующих в проекте (работа с практическими пособиями, построение индивидуальных планов развития и достижения целей, личностное и профессиональное самоопределение).

 

ІІ этап: рефлексивный   - апрель, 2020 – апрель, 2021

  • отслеживание динамики развития учащихся по основным показателям эффективности;
  • оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.
  • промежуточный мониторинг эффективности реализации образовательного проекта: проведение промежуточной диагностики учащихся в соответствии с основными критериями и показателями эффективности реализации ПП, обработка результатов и составление таблиц первичных эмпирических данных (март – апрель, 2020);
  • интерпретация и анализ результатов диагностики, выявление динамики по показателям эффективности, оформление справки и составление рекомендаций для участников педагогического проекта;
  • корректировка системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта;
  • коррекционно-развивающая работа с учащимися, нуждающимися в психолого-педагогической помощи;
  • оказание консультативной помощи педагогам по вопросам психолого-педагогического сопровождения, проведение индивидуальной и групповой работы с участниками проекта.
  • итоговая диагностика в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта (март – апрель, 2021);
  • обработка и интерпретация результатов внедрения психолого-педагогического сопровождения;
  • составление справки по результатам итоговой диагностики, определение перспектив и путей дальнейшей работы по внедрению педагогического опыта.

Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта:

  • адаптация учащихся в условиях реализации педагогического проекта;
  • положительная динамика формирования личностного и профессионального самоопределения;
  • повышение уровня развития социальных компетенций учащихся;
  • повышение социальной зрелости учащихся;
  • психологическая готовность выпускников гимназии к самостоятельной жизни;
  • опыт проектной деятельности и повышение профессиональной компетентности в освоении образовательных программ и инновационных технологий.

 

Педагог-психолог                                                                  В.В. Пиликевич

свернуть

Методические продукты, созданные в ходе реализации инновационного проекта

«Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям»
развернуть

 № п/п

Название

Ссылка

1

Вкладка на сайте гимназии «Проектная деятельность»

https://gymn-uzda.schools.by/pages/proektnaja-dejatelnost

2

Проект образовательного путешествия «Открой в себе педагога»

https://gymn-uzda.schools.by/pages/proekt-otkroj-v-sebe-pedagoga

3

Презентации «Профессия - дарить улыбку»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gULD0PLmPJCyyQgy?e=f7GP7y

4

Презентация «Моя будущая профессия - стоматолог»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gUF90lJFarw-qazz?e=8NsCm6

5

Буклет «О тех, кто поведал нам тайны открытий»

https://1drv.ms/u/s!AiiC040oSxm9gT60uCMXFQEWgcX1?e=1cWVTs

6

Видеофильм «На страже прав человека»

https://1drv.ms/v/s!AiiC040oSxm9gVOYr208nEHcV20

7

Презентации «Знатоки Фемиды»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gU68W8tcIhGFHpCm?e=LvWTHq

8

Буклет «Профессия, которая вдохновляет»

https://1drv.ms/u/s!AiiC040oSxm9gT_cEn30DUBTfGic?e=bbmlju

9

Видеоролик «Мастер красоты и имиджа»

https://1drv.ms/v/s!AiiC040oSxm9gU8qqOjEXUI8Y1KR

10

Буклет «Профессия на все времена»

https://1drv.ms/b/s!AiiC040oSxm9gVHGvxqyJkLfV8UD

11

Презентация «Учитель – профессия на все времена»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gURH_-DDrA6Juow-?e=uYaJnD

12

Сборник эссе «Детям сердце они отдают»

https://1drv.ms/b/s!AiiC040oSxm9gU1xDnaIEDxB2lyd?e=tdwLwB

13

Попурри из кинофильмов «Не повторяется такое никогда…»

https://cloud.mail.ru/stock/4v2iLqKYZRSQqiuvsfRoFRCi

14

Блог «Учитель – профессия на все времена»

https://proffuchitel.blogspot.com/

15

Презентация «Если б я стала маркетологом»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gUeGa9rQifhNWQTl?e=lsrBVv

16

Презентация «Я выбираю профессию маркетолога»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gUWwe48rbvwMkQvC?e=U9xhVY

17

Рекламные ролики «Включи вкус жизни» и «Взлетай выше звезд»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gUaDpNOrqUYAx_XK?e=3qfJ8L

18

«Профессиональное погружение как способ развития профессионального самосознания»

https://gymn-uzda.schools.by/pages/professionalnoe-pogruzhenie-kak-sposob-razvitija-professionalnogo-samosoznanija-uchaschihsja

свернуть

Выступления на районной e-mail-конференции

развернуть

Бондарь Татьяна Николаевна, заместитель директора ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Использование метода образовательного путешествия

в контексте формирования профессионального самоопределения учащихся

 


Демидович Светлана Николаевна, учитель истории и обществоведения

квалификационная категория «учитель-методист»

ГУО «Уздеснкая районная гимназия»

 

Образовательное путешествие в мир профессий

как способ формирования профессионального самоопределения

 


Демидович Светлана Николаевна,   учитель истории и обществоведения

Боровская Инна Михайловна,  учитель истории и обществоведения

ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Моделирование индивидуальной образовательной программы в ходе организации

образовательного путешествия в профессию «Маркетолог»: методы, приемы, находки»

 


Розова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

Станкевич Екатерина Вячеславовна, учитель математики

ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Формирование профессионального самоопределения учащихся посредством

образовательного путешествия в профессию "Учитель"


Мацкевич Анна Александровна, учитель английского языка,

Волковыцкая Любовь Сергеевна, учитель английского языка

ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Индивидуальная образовательная программа

как средство социализации личности учащегося

и профессионального самоопределения


Гриб Татьяна Александровна, учитель математики,

Усс Светлана Евгениевна, учитель физики

ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Образовательное путешествие

как способ формирования у учащихся

 исследовательских и метапредметных компетенций

свернуть
Виртуальный веб-квест "калейдоскоп профессий"
поделиться в: