Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям

ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения инновационного опыта

развернуть

Актуальность программы:

Профессиональное становление в современной психологии понимается как процесс жизненного самоопределения личности, становления субъекта профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев); процесс поэтапного разрешения противоречий между социальными требованиями к профессии и желаниями и возможностями самого человека (Ю.П. Поваренков), формирование профессиональной мотивации, компетентности, профессионально важных качеств (Е.Ф. Зеер).

Формируя благоприятную среду в учреждении образования для успешного профессионального выбора, необходимо чётко понимать, какие направления работы могут помочь развитию профессиональной идентичности учащихся и сделать их активными участниками проектирования своей карьеры и будущего. Успешность личности напрямую зависит от уровня сформированности социальных компетенций: целеполагания, умения понимать и учитывать чувства и потребности других людей, умения управлять своими эмоциями в общении, способности к эффективной коммуникации. Для того, чтобы определить правомерность такого подхода и оценить эффективность образовательной программы «Жизненные навыки и трудоустройство, необходимы адекватные методы диагностики с возможностью последующего анализа и определения путей наилучшей её адаптации в условиях современной школы.

Цель программы:

Обеспечение психолого-педагогических условий для успешного обучения и развития учащихся в процессе внедрения инновационного опыта.

Задачи:

  • систематически отслеживать психоэмоциональный статус учащихся и динамику их психологического развития;
  • оказывать помощь в построении индивидуального плана развития личности учащихся, содействовать формированию устойчивой мотивации достижения и социальной зрелости в соответствии с целями и задачами проекта;
  • способствовать созданию психолого-педагогических условий, повышающих уровень профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации образовательных проектов.

Основные направления программы психолого-педагогического сопровождения:

  1. развитие профессионального и личностного самоопределения учащихся;
  2. развитие мотивации учебной и профессиональной деятельности;
  3. способствование успешной социально-психологической адаптации личности и развитие социальных компетенций;
  4. развитие креативности, творческого потенциала и уникальности личности;
  5. формирование коммуникативной компетентности и форм продуктивного общения;
  6. формирование эстетической культуры и социальной зрелости личности.

Показателями эффективности реализации инновационного проекта являются:

  • уровень личностного развития и профессионального самоопределения;
  • мотивация достижения;
  • уровень сформированности коммуникативных навыков;
  • умение планировать своё будущее и профессиональную карьеру (целеполагание);
  • уверенность в себе и самооценка;
  • снижение тревоги и повышение стрессоустойчивости;
  • умение понимать чувства других людей, эмпатия;
  • удовлетворенность участников проекта процессом и результатами работы.

Сроки реализации программы и её обеспечение:

І этап: технологический (внедренческий) – сентябрь, 2019 – январь, 1021

  • изучение информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению инновационной деятельности;
  • поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в практику психолого-педагогического сопровождения;
  • апробация программы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности);
  • определение диагностического инструментария исходя из критериев и показателей эффективности реализации проекта;
  • методическое оснащение психологической службы;
  • стартовый мониторинг образовательного процесса (сентябрь-октябрь. 2019);
  • Организация консультационного пункта по вопросам индивидуального сопровождения учащихся, участвующих в проекте (работа с практическими пособиями, построение индивидуальных планов развития и достижения целей, личностное и профессиональное самоопределение).

 

ІІ этап: рефлексивный   - апрель, 2020 – апрель, 2021

  • отслеживание динамики развития учащихся по основным показателям эффективности;
  • оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.
  • промежуточный мониторинг эффективности реализации образовательного проекта: проведение промежуточной диагностики учащихся в соответствии с основными критериями и показателями эффективности реализации ПП, обработка результатов и составление таблиц первичных эмпирических данных (март – апрель, 2020);
  • интерпретация и анализ результатов диагностики, выявление динамики по показателям эффективности, оформление справки и составление рекомендаций для участников педагогического проекта;
  • корректировка системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта;
  • коррекционно-развивающая работа с учащимися, нуждающимися в психолого-педагогической помощи;
  • оказание консультативной помощи педагогам по вопросам психолого-педагогического сопровождения, проведение индивидуальной и групповой работы с участниками проекта.
  • итоговая диагностика в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта (март – апрель, 2021);
  • обработка и интерпретация результатов внедрения психолого-педагогического сопровождения;
  • составление справки по результатам итоговой диагностики, определение перспектив и путей дальнейшей работы по внедрению педагогического опыта.

Ожидаемые результаты внедрения системы психолого-педагогического сопровождения педагогического проекта:

  • адаптация учащихся в условиях реализации педагогического проекта;
  • положительная динамика формирования личностного и профессионального самоопределения;
  • повышение уровня развития социальных компетенций учащихся;
  • повышение социальной зрелости учащихся;
  • психологическая готовность выпускников гимназии к самостоятельной жизни;
  • опыт проектной деятельности и повышение профессиональной компетентности в освоении образовательных программ и инновационных технологий.

 

Педагог-психолог                                                                  В.В. Пиликевич

свернуть

Календарный план по реализации инновационного проекта

«Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям» на 2020/2021 чебный год
развернуть

 

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Форма представления результатов

1.

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательного процесса и его результатов, выявление актуальных для учреждения образования проблем

Июнь 2020

 

Директор

 

Анализ деятельности

2.

Заседание педагогического совета «Основные направления работы гимназии в 2020/2021 учебном году. Реализация инновационного проекта – технологического и обобщающего этапов»

Август 2020

 

Директор,

заместитель директора по учебно-методической работе

Протокол заседания педагогического совета

3.

Заседание методического совета гимназии «Формирование, презентация и трансляция опыта работы педагогов по формированию и развитию метапредметных компетенций учащихся»

Сентябрь 2020

Директор,

заместитель директора по учебно-методической работе

 

Протокол заседания методического совета

4.

Определение динамики компетентности педагогов в области формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия.

 

Сентябрь 2020

Педагог-психолог

Протокол результатов диагностики

Пакет измерительных материалов

Аналитические материалы

5.

Проведение родительского собрания с целью информирования о плане работы на текущий год в рамках реализации инновационного проекта.

Сентябрь 2020

 

Директор гимназии,

заместитель директора по воспитательной работе

Протокол родительского собрания

6.

Проведение инструктивно-методического совещания по реализации технологического, обобщающего и внедренческого этапов инновационного проекта.

Сентябрь 2020

 

Заместитель директора по учебно-методической работе

Протокол

 

7.

Составление перспективного плана работы по проведению мероприятий по распространению эффективного опыта инновационной деятельности

Сентябрь 2020

 

Заместитель директора по учебно-методической работе

План

8.

Организация работы информационно-аналитического центра образовательного путешествия (ИАЦ ОП),

Сентябрь 2020

Директор,

заместитель директора по учебно-методической работе

Участники инновационной деятельности

План работы ИАЦ

9.

Работа сетевых сообществ «Инноваторы», блога «Инновационный проект»

Сентябрь 2020

Участники инновационной деятельности

 

10.

Публикации педагогов по теме инновационного проекта

Сентябрь 2020- апрель 2021

Участники инновационной деятельности

Список публикаций

11.

Разработка перспективного плана работы по проведению мероприятий по распространению эффективного опыта инновационной деятельности

 

Сентябрь 2020

Заместитель директора

План

12.

Разработка индивидуальных образовательных программ по освоению профессии в процессе ОП.

Октябрь 2019

Заместитель директора по

Педагог-психолог Участники инновационной деятельности

Карты познавательных интересов

Индивидуальные образовательные программы

13.

Организация психолого-педагогического и тьюторского сопровождения реализации индивидуальных программ учащихся по освоению профессии в процессе образовательного путешествия.

 

Октябрь 2020

Заместитель директора по учебно-методической работе,

участники инновационной деятельности

Фиксация в дневниках педагогического исследования

14.

Участие в международном конкурсе индивидуальных образовательных программ интеллектуально одаренных учащихся и их тьюторское сопровождение.

Октябрь 2020

Участники инновационной деятельности

Индивидуальные образовательные программы интеллектуально одаренных учащихся

15.

Организация постоянно действующего семинара «Эффективные методы профессионального обучения и развития педагогов в области профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия»:

 

«Методы и приемы создания модели регионального образовательного кластера как условия профессионального самоопределения учащихся»

 

«Эффективные формы и методы распространения опыта педагогических работников по внедрению модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством ОП».

 

«Обобщение результатов по итогам реализации индивидуальных образовательных программ в ходе образовательного путешествия»

 

«Методические продукты деятельности педагога как отражение профессионального мастерства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2020

 

 

 

Декабрь 2020

 

 

 

 

 

Январь 2021

 

 

Февраль 2021

 

 

 

Заместитель директора по учебно-методической работе,

участники инновационной деятельности

Методические и дидактические материалы семинара

16.

Заседание педагогического совета «Презентация образцов эффективного педагогического опыта, обеспечивающего профессиональное самоопределение учащихся»

Декабрь 2020

Участники инновационной деятельности

Протокол педагогического совета

17.

Осуществление промежуточной диагностики в соответствии с критериями и показателями инновационного проекта

Декабрь 2020

Педагог-психолог

 

18.

Реализация индивидуальных образовательных программ по освоению профессии в процессе ОП.

Октябрь 2020 – апрель 2021

Участники инновационной деятельности

Фиксация в дневниках педагогического исследования

19.

Заседание методического совета «Эффективная педагогическая деятельность в области профессионального самоопределения учащихся посредством образовательного путешествия»

Январь 2021

Заместитель директора по учебно-методической работе

Протокол

20.

Совещание при директоре «Анализ, самооценка и оформление полученных результатов и подготовка к презентации»

Январь 2021

Директор, заместитель директора по учебно-методической работе

Протокол совещания, протокол поручений

21.

Консультационная помощь при подготовке отчётных материалов по итогам реализации инновационного проекта

Октябрь 2020-март 2021   

Заместитель директора по учебно-методической работе

График консультаций

22.

Подготовка публикаций, практических занятий, презентаций, для проведения семинаров, мастер-классов, тренингов по распространению эффективного опыта инновационной деятельности

Октябрь 2020-март 2021   

Участники инновационной деятельности

Методические и дидактические материалы

23.

Расширение социального партнёрства и сотрудничества с представителями осваиваемых профессий как очного, так и дистанционного с использованием возможностей ИКТ.

Октябрь 2020-март 2021

Участники инновационной деятельности

Фиксация в дневниках педагогического исследования

24.

Участие в научно-практических конференциях, интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня.

Октябрь 2020 - апрель 2021

Участники инновационной деятельности

Фиксация в дневниках педагогического исследования

25.

Повышение квалификации участников инновационной деятельности на республиканских и международных научно-практических конференциях, семинарах, тренингах.

Октябрь 2020 - апрель 2021

Заместитель директора по учебно-методической работе

Участники инновационной деятельности

План повышения квалификации

26.

Проведение семинаров, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций с участниками инновационной деятельности

Октябрь 2020 - Апрель 2021

Заместитель директора по учебно-методической работе, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

Графики проведения консультаций

Программы семинаров и тренингов

Фиксация в дневниках педагогического исследования

27.

Разработка методических рекомендаций по распространению эффективного опыта работы по внедрению модели регионального образовательного кластера как условия профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям

Октябрь 2020 - Апрель 2021

Участники инновационной деятельности

Методические рекомендации

28.

Систематизация и обобщение материалов по результатам мини-исследований педагогов в рамках инновационного проекта.

Октябрь 2020 - Апрель 2021

Участники инновационной деятельности

Материалы мини-исследования педагогов

29.

Обобщение материалов по итогам реализации индивидуальных образовательных программ.

Март -апрель 2021

Участники инновационной деятельности

Создание электронной папки

30.

Итоговый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта.

Март - апрель 2021

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

Аналитические материалы мониторинга

31.

Трансляция инновационного опыта. Ярмарка идей «Выбирая профессию – выбираю будущее!»

Март 2021

Участники инновационной деятельности

Программа проведения

32.

Составление списка аннотированной литературы по теме инновационного проекта

Март 2021

Заместитель директора по учебно-методической работе

Список аннотированной литературы

33.

Открытый мини-фестиваль «Моя профессия нужна малой родине»

Апрель 2021

Участники инновационной деятельности

Программа

фестиваля, фотоотчет

 

34.

Создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта, обеспечивающего внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям

Апрель 2021

Заместитель директора по учебно-методической работе, заместитель директора по воспитательной работе

Банк педагогического опыта

35.

Подготовка итоговой справки «О результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям».

Апрель 2021

Заместитель директора по учебной работе

Справка

36.

Педагогический совет по итогам инновационной деятельности учреждения образования по внедрению модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям

Май 2021

Заместитель директора, педагог-психолог, участники инновационной деятельности

Протокол

Приказ об утверждении решений педсовета

свернуть

Методические продукты, созданные в ходе реализации инновационного проекта

«Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям»
развернуть

 № п/п

Название

Ссылка

1

Вкладка на сайте гимназии «Проектная деятельность»

https://gymn-uzda.schools.by/pages/proektnaja-dejatelnost

2

Проект образовательного путешествия «Открой в себе педагога»

https://gymn-uzda.schools.by/pages/proekt-otkroj-v-sebe-pedagoga

3

Презентации «Профессия - дарить улыбку»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gULD0PLmPJCyyQgy?e=f7GP7y

4

Презентация «Моя будущая профессия - стоматолог»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gUF90lJFarw-qazz?e=8NsCm6

5

Буклет «О тех, кто поведал нам тайны открытий»

https://1drv.ms/u/s!AiiC040oSxm9gT60uCMXFQEWgcX1?e=1cWVTs

6

Видеофильм «На страже прав человека»

https://1drv.ms/v/s!AiiC040oSxm9gVOYr208nEHcV20

7

Презентации «Знатоки Фемиды»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gU68W8tcIhGFHpCm?e=LvWTHq

8

Буклет «Профессия, которая вдохновляет»

https://1drv.ms/u/s!AiiC040oSxm9gT_cEn30DUBTfGic?e=bbmlju

9

Видеоролик «Мастер красоты и имиджа»

https://1drv.ms/v/s!AiiC040oSxm9gU8qqOjEXUI8Y1KR

10

Буклет «Профессия на все времена»

https://1drv.ms/b/s!AiiC040oSxm9gVHGvxqyJkLfV8UD

11

Презентация «Учитель – профессия на все времена»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gURH_-DDrA6Juow-?e=uYaJnD

12

Сборник эссе «Детям сердце они отдают»

https://1drv.ms/b/s!AiiC040oSxm9gU1xDnaIEDxB2lyd?e=tdwLwB

13

Попурри из кинофильмов «Не повторяется такое никогда…»

https://cloud.mail.ru/stock/4v2iLqKYZRSQqiuvsfRoFRCi

14

Блог «Учитель – профессия на все времена»

https://proffuchitel.blogspot.com/

15

Презентация «Если б я стала маркетологом»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gUeGa9rQifhNWQTl?e=lsrBVv

16

Презентация «Я выбираю профессию маркетолога»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gUWwe48rbvwMkQvC?e=U9xhVY

17

Рекламные ролики «Включи вкус жизни» и «Взлетай выше звезд»

https://1drv.ms/p/s!AiiC040oSxm9gUaDpNOrqUYAx_XK?e=3qfJ8L

18

«Профессиональное погружение как способ развития профессионального самосознания»

https://gymn-uzda.schools.by/pages/professionalnoe-pogruzhenie-kak-sposob-razvitija-professionalnogo-samosoznanija-uchaschihsja

свернуть

Выступления на районной e-mail-конференции

развернуть

Бондарь Татьяна Николаевна, заместитель директора ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Использование метода образовательного путешествия

в контексте формирования профессионального самоопределения учащихся

 


Демидович Светлана Николаевна, учитель истории и обществоведения

квалификационная категория «учитель-методист»

ГУО «Уздеснкая районная гимназия»

 

Образовательное путешествие в мир профессий

как способ формирования профессионального самоопределения

 


Демидович Светлана Николаевна,   учитель истории и обществоведения

Боровская Инна Михайловна,  учитель истории и обществоведения

ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Моделирование индивидуальной образовательной программы в ходе организации

образовательного путешествия в профессию «Маркетолог»: методы, приемы, находки»

 


Розова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

Станкевич Екатерина Вячеславовна, учитель математики

ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Формирование профессионального самоопределения учащихся посредством

образовательного путешествия в профессию "Учитель"


Мацкевич Анна Александровна, учитель английского языка,

Волковыцкая Любовь Сергеевна, учитель английского языка

ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Индивидуальная образовательная программа

как средство социализации личности учащегося

и профессионального самоопределения


Гриб Татьяна Александровна, учитель математики,

Усс Светлана Евгениевна, учитель физики

ГУО «Узденская районная гимназия»

 

Образовательное путешествие

как способ формирования у учащихся

 исследовательских и метапредметных компетенций

свернуть
Виртуальный веб-квест "калейдоскоп профессий"